20 лет очередному геноциду ингушского народа.
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:
AR-SA"> Когда мне предложили сделать доклад на тему: «20 лет очередному геноциду ингушского народа», первой мыслью было отказаться от этого предложения. Уж очень тяжелая тема, тяжелая не из-за отсутствия достаточного материала для освещения этого вопроса, не из-за нежелания тратить усилия на подготовку доклада.
Тяжелая в моральном плане - очень свежо в памяти всё происшедшее в те трагические для твоего народа дни: смерть, кровь, стоны раненых, слезы и плач женщин и детей, хоть и несколько растерянные, но все же суровые, с играющими желваками, лица мужчин. И почти всеобщее недоумение: почему, за что, где власть? Вопросы, на которые тогда мало кто мог внятно ответить. Сейчас, по прошествии 20-ти лет, только несмышленый ребенок не сможет ответить на эти, в общем-то, наивные вопросы.
Еще и 50-лет не прошло с тех пор как ингушский народ по воле изувера Сталина, которого наши осетинские соседи не стесняются признавать своим кровным родственником, поголовно (!) был выслан в Казахстан и Среднюю Азию, где практически каждая ингушская семья оставила могилы своих родных и близких. На ингушский народ (стариков, старух, малых детей и даже воинов Советской Армии, сражавшихся в это же самое время на фронтах ВОВ) был навешан ярлык предателей Родины. Не прошло и 50-ти лет, а ингушский народ объявили агрессором уже на его же исторической родине.
Невольно задаешься вопросом: почему это происходит; когда это началось; как это стало возможным? Чтобы ответить на эти и другие вопросы нам придется вернуться в прошлое столетие. Нам придется вспомнить, как ингуши сперва лишились своей столицы - правобережной части г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ), затем как лишились своей автономии путем слияния Ингушетии и Чечни. Нам придется вспомнить, как еще до начала ВОВ (!) составлялись планы депортации ингушского народа, о чем поведал миру бывший Нарком НКВД СО АССР А. Такоев (осетин по национальности, которого трудно заподозрить в симпатиях к ингушам) в эмигрантском журнале «Социалистический вестник» (1951г). Именно это подтвердил и бывший в годы ВОВ секретарем Чечено-Ингушского обкома КПСС по идеологии (!) Филькин В.И. Об отсутствии каких-либо оснований для поголовного выселения народа заявлял председатель КГБ (!) ЧИ АССР Межаков И. А. И хотя высшие органы законодательной власти страны лишь в конце 80-х и в 90-е годы официально подтвердят незаконность и преступность репрессивных актов и депортации отдельных народов, Президиум Верховного Совета СССР 9 января 1957 г. своим Указом № 149/14 восстановил Чечено-Ингушскую АССР в составе РСФСР. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но не тут-то было. Под добрососедские отношения народов-соседей осетин и ингушей была заложена мина замедленного действия. Причем заложена была одним из государственных и партийных деятелей страны Микояном А.И. с подачи первого секретаря Северо-Осетинского обкома КПСС Агкацева А. - в составе СО АССР незаконно были оставлены Пригородный район и часть Малгобекского района, до депортации чеченцев и ингушей входившие в состав ЧИ АССР. Однако ингушский народ в лице своих лучших представителей делал все возможное в рамках закона для полного восстановления своих попранных прав - возвращения незаконно отторгнутых территорий. И усилия народа не пропали даром.
11 декабря 1990 г. съезд народных депутатов РСФСР принял Постановление «О жертвах политических репрессий в РСФСР». Тогда же была создана Комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР (под председательством Белякова А), которая в своем Заключении пришла к выводу, что требования ингушского населения о возвращении Чечено-Ингушской АССР Пригородного района в его границах до 1944 года имеют основания и подлежат рассмотрению Верховным Советом РСФСР. В состав этой комиссии входил и лидер Северной Осетии Галазов, отказавшийся подписать это Заключение. Однако вопрос этот так и остался нерешенным Верховным Советом РСФСР, несмотря на то, что две другие комиссии (под председательством В. Алакоза и В. Соболева) пришли к аналогичному выводу. Выводы этих комиссий не получили реального воплощения в жизнь. Но борьба ингушского народа за восстановление своих прав и своей государственности продолжалась. И эта борьба увенчалась успехом. Вопрос о незаконности депортации целых народов нашел свое официальное подтверждение в правовых актах, принятых высшим законодательным органом СССР.
7 марта 1991г. Верховный Совет СССР своим постановлением № 2013-1 «Об отмене законодательных актов в связи с декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав» отменил акты высших органов государственной власти СССР, послужившие основой для насильственного перемещения отдельных народов из мест проживания.» 26.04.1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов РСФСР», Закон Века, как метко назвали его юристы. Статьи 3 и 6 этого Закона предусматривают территориальную реабилитацию репрессированных народов. Но механизм территориальной реабилитации разработан не был. И это была вторая мина замедленного действия, заложенная в отношения осетин и ингушей. Вместо выработки механизма территориальной реабилитации, правовым основанием для которого служили уже принятые Верховными Советами СССР и РСФСР правовые акты в отношении репрессированных народов, а для ингушского народа, кроме того, Закон об образовании Ингушской Республики, высший законодательный орган РФ пошел по пути установления переходного периода, провозглашения моратория по этому вопросу до 1 июля 1995 г.
4 июня 1992 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Общеизвестно, что из-за противодействия вопросу образования Ингушской Республики со стороны Председателя Верховного Совета РСФСР Хасбулатова Р.И. Ельцин Б.Н. вынужден был от своего имени поставить вопрос об образовании Ингушской Республики в повестку дня сессии Верховного Совета. В проекте Президента предусматривалось включение в состав Ингушской Республики Пригородного района, но по инициативе Хасбулатова Р.И. Закон был принят без указания границ и районов, включаемых в новое административно-территориальное образование. Таким образом, именно Верховный Совет РСФСР (а если точнее: Верховный Совет под давлением Хасбулатова), приняв этот куцый Закон, заложил третью мину замедленного действия в осетино-ингушские отношения. В этой связи уместно вспомнить эпизод из встречи ингушских делегатов с 1-м секретарем Северо-Осетинского обкома КПСС Дзасоховым А., состоявшейся 16 сентября 1989 г. в г.Орджоникидзе. Вот как об этом пишет Костоев Б.У. в своей книге «От Иосифа Сталина до Таймураза Мамсурова»: «Завершая беседу А.Дзасохов сделал заявление, актуальное и сегодня: «Мы у ингушей их Родину - Пригородный район и часть Малгобекского района не отбирали. Нам их передала Россия, и если Россия примет Закон о реабилитации ингушского народа, осетины достойно пройдут свою часть пути, и мы вернем ваши земли. Их надо было вернуть еще в 1957 году. Тогда нам всем было бы сегодня легче». Оставим на совести Дзасохова это заверение. Скажем лишь о том, что тот же Дзасохов А. 13 июня 1991 г. (на второй день после избрания Ельцина Б.Н. Президентом России) подписывает решение секретариата ЦК КПСС «О некоторых проблемах, связанных с реабилитацией репрессированных народов» и рассылает его во все партийные организации страны с указаниями, направленными против реабилитации репрессированных народов.
Если кто-то думает, что противостояние руководства Северной Осетии ингушскому народу и попыткам властей СССР и РФ реабилитировать репрессированные народы началось только со дня принятия Закона о реабилитации репрессированных народов и, тем более, со дня принятия закона об образовании Ингушской республики, тот глубоко заблуждается. Противостояние ингушам началось с начала 20-го века (попытки забрать у ингушей часть территории (Чми, Ларс, Балта и столицу Ингушской АО - правобережную часть Владикавказа (Орджоникидзе), а с СССР и РФ - со дня восстановления Чечено-Ингушской АССР в 1957 г. И продолжается до сих пор, видоизменяясь в зависимости от складывающейся на политическом небосклоне ситуации. Оно выражалось в незаконном введении режима чрезвычайного положения в местах проживания лиц ингушской национальности (Пригородный район и г. Владикавказ), в запрете продажи ингушам домов, выделения лицам ингушской национальности земельных участков и их прописки на территории Пригородного района СО АССР (1956, 1982 и 1990 г.г.). Значительное количество ингушей проживало там без прописки. Не сложно себе представить каково им приходилось. Постепенно это противостояние властей Осетии ингушам все более радикализировалось. Людям старшего поколения памятен случай, когда была вырезана целая семья Каллаговых в Пригородном районе и в этом гнусном преступлении были совершенно безосновательно обвинены 6 ингушей. И неважно, что позже выяснилось, что это преступление было совершено близким родственником убитых - жизнь невинных людей уже была поломана. И, тем не менее, следует признать, что хотя противостояние властей Осетии ингушскому народу началось еще с начала 20-го века (что мы отмечали выше), но особо широкий и циничный масштаб оно получило именно после принятия законов о реабилитации репрессированных народов и образования Ингушской Республики. Об этом очень ёмко, со ссылками на первоисточники, сказано в работах доктора исторических наук, академика РАЕН Костоева Б. У., кандидата наук, одного из лидеров движения за восстановление ингушской государственности бывшего депутата Верховного Совета РСФСР Богатырева Б.Б., председателя Народного Совета Ингушетии профессора Сейнароева Б., члена Оргкомитета по восстановлению автономии Ингушетии, члена Президиума Народного Совета Ингушетии Бокова Ф.П., профессора Тишкова В., корреспондентов центральных СМИ РФ М.Дейч, И.Дементьевой и многих других. Нам могут возразить, что многие из названных здесь лиц - лица, заинтересованные в однобоком освещении данного вопроса. Однако трудно заподозрить в предвзятости В.Тишкова, представителей центральных СМИ, высоких армейских чинов, таких, например, как генерал-полковник Саввин В.Н. И, тем не менее, чтобы нас не обвинили в попытке однобокого освещения этого вопроса давайте обратимся к официальным цифрам и фактам, установленных компетентными органами.
14 июня 1993 г. старший следователь по особо важным делам при Генеральной прокуратуре Российской Федерации В.Костарев подписал Справку об обстоятельствах возникновения осетино-ингушского вооруженного конфликта, его развитии и роли в нем федеральных органов власти и управления.
14 сентября 1990 г. Верховный Совет СО АССР постановил наложить мораторий на прописку граждан (как справедливо указал следователь - ингушской национальности), куплю-продажу домов на территории республики. 23 сентября 1990 г. Президиум Верховного Совета СО АССР издал Указ «О временном ограничении механического прироста населения на территории СО АССР». Нелишним будет отметить, что оба эти акта фактически действовали только на территории Пригородного района и г. Орджоникидзе. Будучи допрошенным в качестве свидетеля Президент СО АССР Галазов А.Х., бывший в период принятия этих актов Председателем Верховного Совета республики, не придумал ничего лучшего, чем заявить, что Указ и Постановление были направлены не против ингушей, а против беженцев из Южной Осетии. Подобный цинизм у профессора Галазова А. скорее всего является нормой поведения.
Прокурор республики в адрес Верховного Совета направил письмо с указанием необходимости приведения названных нормативных актов в соответствие с Законом, последним было оставлено без реагирования, а представление Генерального прокурора РФ - без удовлетворения (пусть бы попробовал Верховный Совет какой-либо другой автономной республики так поступить). ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...