Неразбериха №1: Муниципалитеты и Управы

Nov 12, 2012 20:31


- Привет, а куда жаловаться жителям, если на детской площадке во дворе сломалась горка?

- Привет, в Управу :)

- А ещё на ней неисправна спортивная площадка…

- А с этим в Муниципалитет

- Чё за фигня? о_О

- Но ещё всегда ты можешь обратиться в Муниципальное Собрание, к депутатам ;)

- Неразбериха какая-то… (с)

Первые 9 месяцев муниципального депутатства у меня ушли в основном на то, чтобы разобраться, как всё работает, попробовать сделать что-нибудь хорошее для района и понять смысл и философию местного самоуправления. Хочу поделиться основными наблюдениями и обсудить их.

В целом всё очень даже неплохо и система местного самоуправления в Москве переживает некую «постлужковскую оттепель», вызванную сменой руководства города и обновлением депутатского корпуса, включившего на этот раз в себя внушительное количество неравнодушных москвичей. А переданные полномочия просто вдохнули в органы местного самоуправления новую жизнь.

Но всюду и правда наблюдается какая-то неразбериха.

Сначала мы это заметили внутри муниципального собрания. Система работы, которая досталась нам по наследству от предыдущего созыва, оказалась какой-то кривой и уж точно не была приспособлена для работы с новыми полномочиями. Теперь у нас в Новокосино Муниципальное собрание готовится стать Советом депутатов, а вместе с тем и обновить собственную систему работы, чтобы всё было чётко и по порядку.

Но есть неразберихи, которые я не понимаю. Рассказывать про них буду по порядку, начну с наиболее странных.

Городская вертикаль власти сегодня выглядит так (верхняя часть):

Мэр - Префектура - Управа

А вот горизонталь муниципальной власти (или нижняя часть вертикали городской):

Муниципальное Собрание - Муниципалитет

Красным я выделил и подчеркнул органы власти, которые, по сути, и управляют районом.  Логика понятна - когда-то давно решили создать орган власти «для жителей». Но как быть с тем, что муниципалитет, который реально подотчётен депутатам, распределяет и контролирует около 7% ресурсов, а оставшиеся 93% в том или ином виде проходят через управу? Видимо, тогда же давно, кто-то планировал передать в муниципалитеты больше полномочий (а может быть даже и все), но потом передумал и последние 10 лет депутаты занимались распределением и контролем 7% ресурсов.

Может поэтому их деятельность казалась бессмысленной?)

Сегодня мы уже имеем в районах дурацко-странное двоевластие, а передача новых полномочий ещё больше усложняет эту и без того неправильную систему. Депутаты же, которых выбирали люди и которые реально подотчетны жителям района, не имеют ни аппарата, ни помощников, ни достаточных полномочий. В итоге всем работается как-то странно, а представительный орган не может должным образом контролировать исполнительную власть.

Вопросов ещё очень много, но эти уж как-то совсем на виду. Поэтому прошу коллег и всех неравнодушных поразмыслить над двумя идеями, которые мне кажутся достойными внимания:
  1. Объединить управу с муниципалитетом - собрать все исполнительно-распорядительные функции в одном органе власти. А чтобы никому не было обидно, одни могут стать первыми замами других до окончания своих полномочий. Штат объединить, систему работы оптимизировать. Если учесть, что РМО у нас теперь называется главой муниципального округа, то самое здравое название для нового органа - администрация муниципального округа (поэтому я так её пока и буду называть). Но как бы новую структуру не обозвали, главное, чтобы вместе с первым, был реализован и второй пункт.
  2. ​Депутатам муниципального собрания предоставляется аппарат и возможность полного контроля над новым органом власти, с четкими механизмами. В частности, назначение и снятие главы администрации, отчет о деятельности администрации согласовывается или утверждается депутатами района.  Появляется руководитель аппарата депутатского собрания и институт помощников депутатов. Смысл помощников в вовлечении депутатов и супержителей в более активную общественную деятельность на территории. Аппарат же упростит жизнь депутатов, решив множество вопросов с протоколированием заседаний собраний, комиссий и рабочих групп, хранением внутренней документации, переписки, администрированием депутатских запросов и обращений, подготовкой решений и т.д.

Получится понятная система:
  • Глава муниципального округа - избран депутатами;
  • администрация - всё делает и за всё отвечает;
  • мощный Совет депутатов - избран населением, контролирует администрацию.

У этих изменений я вижу много плюсов, подробнее их рассмотрим позже, но одно преимущество всё же отмечу - при едином органе управления процесс передачи любых полномочий прост и понятен. Работы по новым полномочиям администрация просто начинает распределять и утверждать в Совете депутатов. Никаких стрессов -  все работают, все под контролем, все довольны.

Конечно это не супер-решение всех-всех проблем местного самоуправления в Москве, но начало явно хорошее.

Эти идеи мне кажутся интересными для продвижения как следующий этап Собянинской реформы местного самоуправления, которую мэр озвучил на VI-м съезде Совета муниципальных образований города Москвы.

Тема сложная - буду признателен за Ваши комментарии)

P.S. Мнение автора может не совпадать с мнением Муниципального Собрания, а может и совпадать.

МСУ, ВАО, власть, Префектура, Управа, мэр, неразбериха, Москва, Новокосино, Муниципалитет

Previous post Next post
Up