В любом деле всегда важен анализ и подведение итогов. Российская аналитическая группа SmartMarketing предоставила широкой аудитории возможность познакомиться с основными результатами исследования российского рынка устройств чтения электронных книг (e-book readers, EBR) за 2010 год. Думаю, что этот материал будет также интересен отечественным лоббистам и поклонникам электронных книг и EBR, так как он отражает тенденции развития данного рынка и в нашей стране. Чтобы избежать «отсебятины», я решил просто ретранслировать оригинальный текст.
Итак, общий объем продаж устройств EBR на российском рынке составил 539 тыс. штук (с учетом всех типов и категорий, включая читалки с экранами на базе «электронных чернил» e-Ink и ЖК-технологии), что на 285% больше соответствующего показателя 2009 г. (189 тыс. шт.).
В 2010 г. на рынке устройств чтения электронных книг сформировалась новая товарная подгруппа - «ридеры» с TFT-дисплеями, на долю которых по итогам года приходится 11,26% (61 тыс. шт.), доля устройств на базе экранов e-Ink - 88,74% (479 тыс. шт.). Лидер рынка, компания
PocketBook, сохранила свои позиции (40,35% рынка в целом), несмотря на значительное обострение конкурентной ситуации в сегменте.
Главный итог 2010 г. - рынок EBR растет и развивается. Этот сегмент прошел фазу «набора игроков» и вступил в фазу структуризации. При этом его развитие идет опережающими ожидания темпами. Расстановка сил и позиции основных игроков в 2010 г. не изменились, однако застоя не предвидится - снижаются цены, развиваются технологии. Да и сама идея чтения электронных книг становится все более популярной, подстегиваемая ростом рынка не только «ридеров», но и планшетов.
Во второй половине года произошло «второе рождение» товарной подгруппы «ридеры с TFT-дисплеями». Такие устройства существовали и ранее (1997-2007 гг.; Rocket eBook, Cybook, Ectaco jetBoи др.), однако в то время большого распространения не получили.
В 2010 г. «ридеры» с (уже цветными) ЖК-экранами вновь обрели популярность, несмотря на то, что лишены основных преимуществ устройств на базе e-Ink - комфортного для зрения экрана, длительного времени работы от одной зарядки, сохранение качества картинки при больших углах обзора, возможность чтения при прямом солнечном освещении. В то же время, их сильная сторона - более низкие цены. В среднем, ЖК-модели примерно на треть дешевле классической модели с e-Ink. Продолжаются и попытки объединить преимущества экранов e-Ink и традиционных ЖК-матриц, в результате чего появляются гибридные устройства, такие как Highscreen Alex (оборудован сразу двумя экранами, e-Ink и TFT).
Вторая половина 2010 г. также ознаменовалась активным выходом в данный сегмент новых брендов (соответствующие анонсы делались компаниями с середины прошлого года, но поставщикам потребовалось время на адаптацию и доведение устройств до уровня коммерческого продукта).
Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры за 2010 г. оставалась высокой. В сравнении с объемами продаж первого квартала, продажи во втором квартале увеличились почти в полтора раза (147%, с 59 тыс. шт. до 86,6 тыс. шт.), третий и четвертый кварталы по отношению к первому составили 247% и 412% (145,7 тыс. шт. в III квартале 2010 г. и 243 тыс. шт. в IV квартале 2010 г., соответственно).
Состав игроков рынка за 2010 г. претерпел серьезные изменения: если на начало года участников было, в сущности, три:
PocketBook с едва ли не половиной (43%) рынка,
LBook и
Sony (эта тройка охватывала 86% рынка), то на конец 2010 г. в сегменте работает около 30 вендоров. При этом лидер прошлого года, марка PocketBook, сумела сохранить рыночную долю, по итогам 2010 г. она занимает около 40% рынка EBR.
Следует отметить, что поставки мировых хитов рынка EBR производства
Sony,
Amazon и
Barnes & Noble до сих пор происходят в основном по неофициальным каналам. Среди локальных же игроков преобладают компании, специализирующиеся на дистрибуции электроники, которые выводят на рынок однотипные продукты под частными марками (private labels): Digma, Prestigio, Explay, Nexx, Onyx, Lexand, Mr. Book и др. Часто эти устройства с технической точки зрения почти идентичны, только предлагаются по разным каналам и с разными брендами.
Десятка лидеров рынка «читалок» с экранами e-Ink по итогам 2010 г. (перечислены по убыванию долей):
1. PocketBook - 40,07%
2. LBook - 7,18%
3. ONYX - 6,27%
4. Sony - 6,06%
5. Explay - 5,66%
6. Digma - 5,45%
7. iRiver - 3,49%
8. ONEXT - 2,83%
9. Qumo - 2,72%
10. NEXX - 1,92%
Индекс рыночной концентрации демонстрирует существенные колебания, отражающие активность вендоров: 0,184519 в целом за год, 0,232235 в I квартале 2010 г., 0,212588 во II квартале 2010 г., 0,203504 в III квартале 2010 г., 0,151019 в IV квартале 2010 г. На общие результаты влияет наличие одного мощного игрока; если исключить влияние марки PocketBook, то конкуренция между прочими игроками оказывается еще более острой.
Десятка лидеров рынка «читалок» в целом (и e Ink, и TFT-ридеры) по итогам 2010 г. (перечислены по убыванию долей):
1. PocketBook - 40,35%
2. LBook - 6,37%
3. ONYX - 5,56%
4. Sony - 5,38%
5. Explay - 5,02%
6. Digma - 4,84%
7. Wexler - 4,26%
8. iRiver - 3,1%
9. ONEXT - 2,51%
10. Qumo - 2,41%
Индекс рыночной концентрации также показывает существенные колебания (и незначительное влияние сегмента TFT-устройств): 0,184325 в целом за год, 0,231578 в I квартале 2009 г., 0,211209 во II квартале 2009 г., 0,224362 в III квартале 2009 г., 0,151926 в IV квартале 2009 г.
В разрезе технологических особенностей стоит отметить, что в течение года доминировали модели с 6-дюймовым экраном и разрешением 800×600 (подавляющее большинство ридеров прошлого года). Увеличивается ниша
9-дюймовых ридеров. Среди наиболее актуальных тенденций сегмента EBR также следует назвать
«ридеры» с сенсорными дисплеями, что значительно упрощает управление устройством. Набирают популярность connected-модели, оборудованные встроенными адаптерами беспроводного доступа. Эта тенденция особенно важна, поскольку дает основания прогнозировать развитие сегмента книжных Web-сервисов. До сих пор попытки создать «читалку», интегрированную с книжным магазином (такие как «ОЗОН Galaxy», «АйМобилко», Highscreen Alex и др.) оказывались не слишком успешными. В некотором смысле исключением стали connected-модели PocketBook, на которые устанавливается клиент собственного магазина компании BookLand. В то же время, успех сервисов PocketBook обусловлен не столько «контентным» сервисом как таковым, сколько общей популярностью марки на рынке.
Группа SmartMarketing оставляет за собой право пересмотра и уточнения оценок при получении дополнительной информации.
Примечания:
- По данным группы SmartMarketing; материал имеет статус аналитической справки, группа SmartMarketing не несет ответственности за использование приводимых данных и не может гарантировать их полноту, отсутствие опечаток или неточностей. Числовые показатели сформированы на базе собственной методики SmartMarketing с учетом неофициальных (т. н. «серых») поставок.
- Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук. Приводимые в данном пресс-релизе оценки выведены на основании данных, имеющихся в распоряжении SmartMarketing на момент публикации материала.
Источник:
Smartmarketing
Внимание! Оригинал статьи размещен в моем блоге:
Электронные книги.
Чтобы принять участие в обсуждении пройдите по
этой ссылке.