Сказка ложь, да в ней намёк...

Nov 04, 2017 08:52

Все, наверное, помнят сказку про Красную Шапочку. Её по мотивам народной написал Шарль Перро, а потом переработали братья Гримм. Вас ничего в ней не удивляло? Почему именно красная шапочка, почему она не боится волка и запросто с ним разговаривает, почему в сказке вообще не присутствует отец?





Начнём с конца. Бабушка живёт в дремучем лесу, отдельно от матери и внучки. У японцев есть сказания, что немощных стариков отвозят на склон горы Фудзи и там оставляют умирать, в русских сказках тоже встречается такой элемент, но там отвозят в саночках в лес под ёлку. Получается, дремучий лес - это загробный мир и бабушка на пути к нему или уже умерла, если рассматривать пирожки и бутылку молока (в других вариантах - бутылка вина или горшочек масла) как приношение на могилу или гостинец умирающему. С дороги к бабушке сворачивать нельзя и это тоже имеет сакральный смысл, недаром Волк подговаривает КШ с неё свернуть, тогда она станет доступна. Это как меловый круг в Вие, нарисованный Хомой.
Во-вторых, почему именно красный цвет выбран как отличительный для внучки? Красные шапки - атрибут кардиналов, князей, лихих разбойников на понтах. Красная краска - недешёвая, а значит и КШ - не простая девочка. Древнеиндийские арии одевали в красное приговорённых к смерти. Красная рубаха палача - чуть ли не спецодежда. Как один из вариантов это олицетворение связи КШ со смертью. Три женщины - три мира: загробный, подземный и небесный. Другой, более предпочтительный - красный цвет означает начало месячных у КШ и символическое изгнание созревшей девушки из дома как возможной соперницы в дальнейшей жизни. Отца-то нет, надо жизнь налаживать:)
Волк тоже своеобразный символ и неожиданно приобретает женскую природу, преображаясь в бабушку. Вспомним волчицу, вскормившую Рема и Ромула, или другую, из иранской легенды, вскормившей Кира, волчицу из китайских и монгольских легенд, вскормивших будущих князей. Бог загробного мира этрусков Аита носил головной убор из головы волка, германские вожди и предводители викингов тоже этим не брезговали, Иван-царевич и серый волк. Это животное - олицетворение связи между тем и этим светом, в народных поверьях часто волк поедает чертей, чтобы сильно не плодились и тут, как вариант, КШ предстаёт как олицетворение зла:) А поедание волком семерых козлят (козёл - образ чёрта) можно представить как борьбу с семью грехами. Так почему волк сразу не съел КШ, а затеял целый театр с переодеванием? Волку потребовалась одежда и постель бабушки, чтобы перевоплотиться в представителя загробного мира и получить доступ к небесному миру, которым является КШ. Упоминание ушей, глаз и рук - это олицетворение подымания век у Вия, он смог приблизиться к КШ и съесть её. Цель - избавить небесный и подземный мир от Смерти, т.е. достичь бессмертия души. В житейском смысле Волк-Бабушка съедает КШ и выполняет замысел Матери, избавиться от дочери.
Но тут в поздней версии и сказки появляются охотник и дровосек, вспарывают Волку живот и КШ появляется на свет снова, но уже прошедшей перерождение в женщину. Кстати, бабушка тоже оживает, символизируя победу Жизни над Смертью:) А вот зачем Волк просил КШ раздеться и лечь с ним рядом не очень понятно, как-то здесь высокого смысла не видно. Может, Смерть перед смертью надо было лишить всех атрибутов, чтобы лишить этот акт сакральности?
Вобщем загадок в сказке ещё хватает, в частности, зачем надо было убивать кошку или более серьёзная: действительно ли явная сексуальность КШ должна являться спасением от поедания Волком?

язычество, Лаборатория отношений, женщины, интриги, сказка, философское, наблюдение

Previous post Next post
Up