Петух. Язык. Лизать. Символ. Чистая и нечистая сила. Позитив.

Nov 25, 2011 20:25

Следом за нами в лифт вошёл мужчина с ребёнком. У того на палочке в руке масляно блистал здоровенный рыжий петушок. Пацан так смачно его облизывал, что мы с Белкой переглянулись и сглотнули слюну. Да, да, вспомнили мы, было в нашем детстве такое удовольствие, в эпоху обретения независимости оно пропало (!), но потом снова объявилось. Почему так?
Маленький исторический экскурс.



Версию Игоря Гусева о происхожении петушка на церкви Петра отринем сразу и бесповоротно http://old.subbota.com/2010/06/02/lu006.html?r=2&. Она грешит неточностями и натягами. Как раз на лютеранских церквях Германии и нанизывали на шпиль куриного бездельника, а уж славянские поморы либо слизали у немцев, либо передали им и сами забыли, поскольку на славянских церквях петушков отнюдь не густо. А откуда у ирландцев петух на кафедральном соборе? А потом " Оттон - апостол поморян"(??), откуда Игорь взял священное дерево поморян, источник не хочет назвать? Отнюдь не только у славян петух отпугивал нечисть - этим грешили и китайцы. У греков он олицетворял Приапа (кликните приапизм:)), у римлян тоже был фаллическим тотемом, и у буддистов - символ вожделения, ортодоксальные христиане - эмблема распутства. У галлов - это вообще симол нации. И вдруг у славян олицетворение восхода, солнца, огня. Кстати, глагол отпетушить только на русском означает то что означает, надо бы посмотреть этимологию. Пустить петуха на Руси издавна означало поджечь буржуя. Дать петуха , однозначно - сфальшивить в арии, у американских индейцев смерть петуха - смерть в доме, у славян, если поёт невовремя - тоже.

Так откуда же петух в Латвии на шпиле? Обратимся к фольклору (Куртутеци). Петушочек золотой, разбуди меня с зарёй - короче будильник. Явно не сакральный символ у латышей, чтоб там ни говорили. Да и в русском "нашем всё" далеко не религиозный экстаз прослеживается в строчках: "Подари ты мне девицу, шамаханскую царицу". Копаться глубже:"трижды отречёшься от меня, нежели пропоёт петух" - опять какой-то будильник, дедлайн. Немного смахивает на сакральность петух в образе птицы Гамаюн, родственницы Феникса. Тогда это скорее всё-таки от славян? Так что, прав Гусев? Тогда почему священную птицу предают смерти в качестве жертвоприношения, что он неоднократно подчёркивает? Кто ж так со святынями поступает? Не, наши археописатели (ещё Пухляк и немного Дименштейн) часто выдают желаемое за действительное.

Я вам так скажу: петух - задорная, явно с фаллическим смыслом фигура, олицетворяющая бдение за нечистой силой, но неубиваемая этой силой и возрождающаяся из огня, когда становится совсем плохо. Если он в античности являлся олицетворением возрождения, то почему бы ему и сейчас не быть таковым? А значит, Ригу ждут хорошие времена, пусть хоть все банки лопнут:)
Но вот почему все облизывают петуха, а не, скажем, хрюшку или лосося, тоже ведь чьи-то символы!

животные, русские, национальные особенности, приколы, латыши, славяне, язычество, филология, этюд

Previous post Next post
Up