Хиджама от головной боли и пепел для остановки крови - сунна? Шейх Мухаммад аль-Ашкар

Jan 18, 2022 06:33




Шейх Мухаммад ибн Сулейман аль-Ашкар (ум. 1430 г.х.) - можно сказать, современник, заочно известный русскоязычному читателю по книге «Толкование трех последних частей Священного Корана». В докторской диссертации он уделил особое внимание хадисам с описанием поступков и действий, относящихся к сфере быта. Не остались без внимания и сообщения о процедурах, проводившихся с медицинскими целями.

Аль-Ашкар пишет: "Поступки из области мирской жизни. Этот вид действий охватывает несколько категорий.
Первая: поступки, связанные с медициной. То есть то, что он проделывал с собственным организмом или организмами других людей с целью избавления от постигшей или ожидаемой болезни. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принимал и предоставлял другим различные виды съедобных продуктов и жидкостей в контексте заботы о здоровье или борьбы с определенными заболеваниями, как было с мочой и молоком верблюдов (1).

Также использовал разнообразные медицинские процедуры и направлял к ним других. Он подвергал себя хиджаме и обращался к назальному закапыванию (2). Ему делали хиджаму на среднем участке головы (3) от сильной головной боли (4). Когда его страдания (от жара) усилились, то его облили водой из семи бурдюков, завязки которых не развязывались (5). Когда он получил ранение при Ухуде, рану залепили пеплом от циновки, чтобы остановить кровь (6). Также он лечился своей слюной с песком (7) и отказывался от некоторых видов лечения, как было с вливанием в ротовую полость и удерживанием в ней изготовленной смеси (8)».
См. "Аф'аль ар-расуль салля Ллаху алейхи уа саллям уа далялятуха аля аль-ахкам аш-шар'ия" 1/239-240.

Сноски автора:
(1) аль-Бухари 10/178; (2) аль-Бухари 10/147; (3) аль-Бухари 10/152; (4) аль-Бухари 10/153; (5) аль-Бухари 10/167; (6) аль-Бухари 10/174; (7) аль-Бухари 10/308; (8) аль-Бухари 10/166.

قال محمد بن سليمان الأشقر(ت. 1430 هـ) في رسالة الدكتوراه له: "الفعل في الأمور الدّنيوية. يشمل هذا النوع من الأفعال الأضرب التالية:
الضرب الأول: الأفعال الطبيّة، وهي ما يجريه على بدنه خاصة، أو أبدان غيره من الناس بقصد دفع مرضٍ حاضر أو متوقّع.
فقد تناول النبي - صلى الله عليه وسلم -، أو أعطى غيره، أطعمه وأشربة متنوعة على سبيل حفظ الصّحّة، أو لدرء أمراض معينة، كألبان الإبل وأبوالها (1).
وكذلك تعاطى وأعطى أنواعاً مختلفة من العلاج، فقد احتجم واستَعَط (2)، وكانت حجامته في وسط رأسه (3). وكانت حجامته من شقيقة كانت به (4).
ولما اشتدّ به وجعه أهريق عليه من سبع قرب لم تحلل أوكِيَتُهُنّ (5). ولما جُرح بأحُد، أُلصق على جرحه رماد حصير ليرقأ الدم (6). وداوى بريقه مع تراب (7). ورفض أدويةً معيّنة كاللدود (8)».
المصدر: "أَفْعَالُ الرَّسُول صلى الله عليه وسلم وَدَلاَلَتَهَا عَلَى الأَحْكَامِ الشَّرْعِيَّةِ" 1/ 239-240.

(1) البخاري 10/ 178 ؛ (2) البخاري 10/ 147 ؛ (3) البخاري 10/ 152 ؛ (4) البخاري 10/ 153 ؛ (5) البخاري 10/ 167 ؛ (6) البخاري 10/ 174 ؛ (7) البخاري 10/ 308 ؛ (8) حديث اللدود: البخاري 10/ 166 واللدود ما سقي من الدواء بالمسعط في الفم (اللسان).

Шейх выделяет у исламских авторов два основных подхода к предмету обсуждения и раскрывает их суть.

"Непременно ли то, в чем был убежден, или что предполагал пророк, мир ему и благословение Аллаха, в вопросах мирской жизни, должно соответствовать действительности? Или же это никак не связано с пророчеством? Ученые разошлись по этому вопросу на два подхода (мазхаба).

Первый подход декларирует, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, защищен от ошибок в убеждениях, касающихся мирской жизни, и все, в чем он убежден насчет ее особенностей, соответствует действительности. Мы не нашли ни одного из ранних знатоков усуль аль-фикха, который бы ясным образом высказал данную идею, однако она вытекает как следствие из подхода тех, кто возвел все действия пророка, мир ему и благословение Аллаха, в положение довода, даже в вопросах лечения, земледелия и тому подобного. Также она будет следствием подхода тех, кто постановил, что подтверждение пророком чьего-либо сообщения о неких бытовых обстоятельствах свидетельствует о достоверности такого сообщения - данную позицию занял (Таджуддин) ас-Субки, и поддержали его аль-Махалли и аль-Баннани (1).
Также те, кто, перечисляя виды пророческих деяний, не выделил в отдельный вид его поступки, относящиеся к быту, и не отметил, что они не несут функцию шариатского довода - более очевидно, что они тоже придерживаются этого мнения. Тем самым на них возлагается обязанность считать действия пророка, мир ему и благословение Аллаха, связанные, к примеру, с медицинскими практиками, шариатским доводом. Среди таких авторов можно упомянуть Абу Шаму, ас-Субки, Ибн аль-Хумама и других.
Также Ибн аль-Каййим в его книге "Пророческая медицина" (2) поддерживает мнение, согласно которому поступки пророка, мир ему и благословение Аллаха, из области врачевания должны восприниматься в качестве довода. Таким образом, согласно его позиции по этому вопросу требуется, чтобы его мнение в целом соответствовало рассматриваемому подходу (мазхабу).
И похоже, что таков путь свойственен мухаддисам... А авторы объяснений к сборникам хадисов в основном согласны с ними в выбранном направлении и пишут о желательности использования определенных лекарственных средств при определенных заболеваниях, основываясь на том, что передано о пророческих поступках.

Второй подход гласит: убеждения пророка о положении дел в мирской жизни не обязаны полностью соответствовать действительности, в них может закрасться ошибка в малом и во многом. И может быть так, что кто-то другой прав, а он, мир ему и благословение Аллаха, ошибся".
См. "Аф'аль ар-расуль салля Ллаху алейхи уа саллям" 1/241-242.

Сноски автора:
(1) См. "Джам' аль-джавами'" с "Шархом" и "Хашией" 2/127-128, 2/95.
(2) Это изданная в виде отдельной книги часть его известного сочинения "Зад аль-маад фи хадьи хейр аль-ибад".

وقال الأشقر: "اعتقاداته أو ظنونه - صلى الله عليه وسلم - في الأمور الدنيوية هل يلزم أن تكون مطابقة للواقع، بمقتضى نبوته، أو أن هذا أمر لا صلة له بالنبوّة؟.
اختلف العلماء في ذلك على مذهبين:
المذهب الأول: أنه - صلى الله عليه وسلم - معصوم من خطأ الاعتقاد في أمور الدنيا. بل كل ما يعتقده في ذلك فهو مطابق للواقع.
ولم نجد أحداً من قدماء الأصوليين، صرّح بمثل هذا المذهب. ولكنه لازم لمن جعل جميع أفعاله - صلى الله عليه وسلم - حجة حتى في الطبيات والزراعة ونحوها. وهو لازم أيضاً لمن صحح منهم أن تقريره - صلى الله عليه وسلم - لمخبر عن أمر دنيويّ يدل على صحة ذلك الخبر، كما فعل السبكي وأيّده المحلي والبناني (1).
والذين عند حصرهم أقسام الأفعال النبوية، لم يذكروا الفعل النبوي في الأمور الدنيوية، كقسم من أفعاله لا دلالة فيه، يظهر أنهم يقولون بهذا القول، إذ يلزمهم أن يكون فعله - صلى الله عليه وسلم - في الطب مثلاً دليلاً شرعياً. من هؤلاء مثلاً أبو شامة، والسبكي، وابن الهمام، وغيرهم.
وابن القيم في كتابه (الطب النبويّ) (2) يذهب إلى حُجيّة أفعاله - صلى الله عليه وسلم - في الطب، فيلزمه القول بهذا المذهب.
ويظهر أن هذه طريقة المحدّثين... ويوافقهم الشراح غالباً على ذلك، فيذكرون استحباب أدوية معيّنة لأمراض معيّنة، بناء على ما ورد في ذلك من الأفعال النبويّة.
المذهب الثاني: أنه لا يلزم أن يكون اعتقاده في أمور الدنيا مطابقاً للواقع، بل قد يقع الخطأ في ذلك الاعتقاد قليلاً أو كثيراً. بل قد يصيب غيره حيث يخطئ هو - صلى الله عليه وسلم -».
المصدر: "أَفْعَالُ الرَّسُول صلى الله عليه وسلم" 1/ 241-242.

(1) انظر جمع الجوامع شرحه وحاشيته 2/ 127، 128 وأيضاً 2/ 95
(2) هو بعض كتابه المشهور (زاد المعاد في هدي خير العباد) وقد طبع أيضاً مفرداً.

Далее аль-Ашкар перечисляет некоторых из уже процитированных сторонников второго подхода, в структурированном виде передает их аргументацию и подводит читателя к собственному заключению.

"Наше мнение.
Мы выбираем подход, который гласит, что действия пророка из области быта не являются частью шариата. Причина нашего выбора обусловлена доводами, которые будут упомянуты далее. Во-первых, это слова Всевышнего: "Скажи: я такой же человек, как и вы, только мне внушается откровение" (сура "Пещера", аят 110), - и его слова: "Скажи: пречист мой Господь! Я же всего лишь человек и посланник" (сура "Перенос", аят 93). В Коране несколько раз подчеркивается человеческая природа посланника, мир ему и благословение Аллаха, и что он не божественен, не ангел и не знает сокровенного. Известно, что когда Аллах начал ниспосылать ему откровения, то не лишил его обычного человеческое поведения, подобного тому, что и у других людей - с поступками, основанными на предположениях и оценочных суждениях, которые могут быть верными, а могут - ошибочными. Аллах не пообещал ему, что защитит от ошибок в быту, и основа заключается в том, что его положение в этих вопросах остается таким же, каким было до пророчества, поскольку доводы не указывают на переход из одного состояния в другое. Пророческая сунна также подтверждает то, что разъяснил Коран по указанному вопросу".
См. "Аф'аль ар-расуль салля ллаху алейхи уа саллям" 1/245-246.

Далее Мухаммад аль-Ашкар напомнил о некоторых хадисах, в которых решения сподвижников были вернее, нежели пророческие, и отметил, что его исследование касается только поступков, переданных в хадисах, а что касается высказываний, то их анализ нуждается в отдельной работе.

وفي نهاية الباب عبر عن رأيه وسبب اختياره: "رأينا في ذلك: نختار المذهب القائل بأن أفعاله الدنيوية ليست تشريعاً، وذلك لأجل الأدلة الآتية:
قوله تعالى: {قل إنما أنا بشر مثلكم يوحى إليّ} وقوله: {قل سبحان ربي هل كنت إلاّ بشراً رسولاً} وقد تكرر التأكيد في الكتاب على بشرية الرسول - صلى الله عليه وسلم -، وأنه ليس إلهاً، ولا ملكاً، ولا يعلم الغيب. ومن المعلوم أنه - صلى الله عليه وسلم - لما نَبّأه الله عز وجل، لم يمنعه من تصرفاته البشرية كما يتصرف غيره من الناس على غالب الظنون والتقادير التي تخطئ وتصيب، ولا تعهّد له بأن يمنعه من الخطأ في ذلك، فالأصل استمرار حاله في ذلك كما كان قبل النبوة، لمّا لم يدل على انتقاله عن ذلك دليل. وقد أكّدت السنة النبوية ما بيّنه القرآن من ذلك".
المصدر: "أَفْعَالُ الرَّسُول صلى الله عليه وسلم" 1/ 245-246.

Источник и комментарии других ученых: "Пророческая" медицина у Ибн Халдуна. Рациональный взгляд исламских ученых на способы лечения из сунны

Телеграм-канал: https://t.me/muntaqa_info

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | Яндекс.Дзен
Previous post Next post
Up