Наряду с
кады Ийядом,
аль-Хаттаби, аз-Захаби,
Ибн Халдуном и др. различие между хадисами о религиозной практике и бытовой стороне жизни со стороны необходимости следования рассматривал
му'тазилитский имам, известный как кады Абдульджаббар (ум. 415 г.х.).
Его объяснение по-своему интересно.
С его слов было записано:
"Что касается поступков, то бывает, что они передаются в сообщениях в том виде, в котором имели место быть, и тогда верным будет следовать тому примеру, который передан от него, да благословит его Аллах, когда этот пример относится к его действиям во время обрядов
хаджа и умры, или когда он относится к практике сунн, будь то вопросы ритуальной чистоты или что-то иное. В таком случае необходимо следовать за ним в той мере, в которой это требуется положением его действия:
обязательное оно или какое-то иное.
... Также если он совершил просто
разрешенный поступок (мубах), который познается только через шариат, будет верным следовать за ним. Потому что такова наименьшая степень (составляющих шариата). И невозможно, чтобы праведность заключалась в следовании за ним в чем-либо сверх этого, насчет чего отсутствовало бы доказательство (включенности в шариат).
... Не будет верным следование за ним, да благословит его Аллах, в том, что познается разумом; также в том, что он делал, слушая (других); также в том, что он делал с личными целями, будь то достижение пользы или устранение вреда. Потому что все это - такие же действия, что и у нас".
См. "аль-Мугни фи абваб ат-таухид уа аль-адль" 17/169-170.
وأملى القاضي عبد الجبار المعتزلي (ت. 415 هـ): "أما الفعل فقد ينقل الوجه الذي عليه وقع، فيصح معه التأسي، كما نقل عنه، صلى الله عليه، ما كان يفعله من المناسك، لأجل الحج والعمرة، وما كان يفعله من السنن، لأجل الطهارة، إلى غير ذلك فيجب أن يتأسى به على الحد الذي يفعل عليه من وجوب وغيره.
... وكذلك فلو أنه، صلى الله عليه، فعل مباحا لا يعرف إلا بالشرع يصح التأسي به، لأن ذلك أقل حالاته، ولا يجوز أن يكون الصلاح أن يتأسى به في وجه زائد ولا يدل عليه.
... لا يصح التأسي به، صلى الله عليه، في العقليات، ولا فيما يفعله ممتثلا، ولا فيما يفعله لغرض خاص، من نفع، أو دفع ضرر، لأن كل هذه الأمور يفعله على حد ما نفعل".
المصدر: "المغني في أبواب التوحيد والعدل" 17/ 169-170.
Источник и комментарии других ученых:
"Исламская" или "пророческая" медицина. Исламские ученые с рациональным взглядом на вопрос Телеграм-канал:
https://t.me/muntaqa_info Наши страницы в социальных сетях:
twitter |
youtube |
instagram |
facebook |
vkontakte |
Яндекс.Дзен