Моя жизнь в Израиле началась с киббуца.
В те далекие 90-е киббуцы принимали по двум программам: киббуц-ульпан, где, в основном, учились ивриту и отрабатывали свою еду студенты одиночки (реже пары) и "байт ришон бе-моледет" (первый дом на родине) для семейных с детьми. Одногруппница по ВУЗу, репатриировавшаяся за 10 месяцев до нас, переговорила с ответственным за прием в киббуце и мы попали в шикарное место: киббуц Мааган-Михаэль.
Свое название киббуц получил благодаря двум странным вещами. Так как первые дома расположились на берегу Средиземного моря, то киббуцное управление решило заниматься рыбной ловлей. Мааган переводится как лодочный причал. А деньги на это обещал выделить французский еврей с именем Михаэль. В этом районе рыбы не оказалось, а Михаэль денег не дал. Но название было официально утверждено и киббуц взял другое направление.
Сельское хозяйство (автоматизированный коровник, сады мандарин, апельсинов, авокадо и поля кукурузы) давали, как говорится, "поддерживать штаны", созданные позже водоемы для разведения рыб с трудом окупали сами себя, а построенный заводик для пайки схем по заказам ВВС давал не большую прибыль и киббуц немного но разрастался. Как известно, в 70е правительство выделило киббуцам на развитие довольно приличную сумму денег и большинство, не зная как ее использовать, вложили в биржу, которая в определенный момент "рухнула", погребя львиную долю финансов. Но в Мааган-Михаэле пошли по другому пути. Они вложили в производство. В грамотное рассчитанное внешним специалистом производство пластиковых соединений для труб. Вы не сможете сделать ни шага, ни наткнувшись на соединение завода "Плассон", который развивался и рос как на дрожжах.
Социалистическое хозяйство росло за счет .. капитализма. Обычного капитализма. Завод, а, правильнее сказать, киббуц приобрел два склада в Германии для поставок на Европу и завод в Италии. В начале 90-х оборот завода давал уже 70 млн оборота в год. В киббуце начались споры "кто бОльший командир" и директора, который был нанят со стороны, уволили. Прибыль резко начала падать, так как требовались серьезные знания и опыт. Поспорив между собой, директор вернули, а с ним пришел и новый начальник маркетинга и завод заработал на полную мощь. Добавились станки, появились новые технологии. И тут оказалось, что далеко не все киббуцники готовы стоять посменно (!!) около вредных станков с горячей пластмассой. И срочно были няняты рабочии из соседнего городка Ор ха-Кива. Если минимальная зарплата в те времена составляла 5:80, то работникам платили аж 8:61, делая добавку при сверхурочных и ночных, кормя ужином или давая еду и "заводского холодильника" в ночную смену. Должен заметить, что холодильник был знатный. Он закрывался на серьезный амбарный замок, ключ от которого был у дежурного по смене (которым мог быть только член киббуца). Пару раз засунувший руку между дверью и корпусом холодильника репатриант был немедленно уволен, хотя он утверждал, что никто не видел (камер в то время не было). Это подтверждало лишний раз, что в киббуце знают все и обо всех.
Я начал работать на заводе на 5-й день пребывания на Обетованной.
- Каха, каха, каха вэ-каха. Иванта? - спрашивал меня мастер, показывая на примитивном станке как прикручивать гайку к пластиковому корпусу.
Работа была несложной. За нее платили. И это очень радовало, так как киббуц снимал с нас за проживание не малую сумму. Социализм был для своих. Хотя и для своих он был оригинален. Если вы принадлежали к "касте", то есть тех, кто "закладывал первые камни", то ваш дом был на самой верхушке пригорка, рядом с секретариатом и столовой (главная привелегия). Вы могли без очереди получить какие-то блага, право получить машину на выходные и так далее. Следующие шли дома (очень хочется назвать "мужиков") - простых пахарей, которые всегда голосовали "за" и поддерживали ведущих. За ними шли дома новичков и желающих вступить в кооператив (срок ожидания два года). Ниже располагались дома молодежи, куда дети уходили начиная с 14-ти лет. После стоял местный зоопарк, рядом с которым и располагались наши караваны, за которые амидар брал отдельную плату. Дальше был только бассейн. Шикарный, ухоженный, чудо-бассейн, который работал практически каждый день и киббуцники, двигаясь к нему, могли развлечь себя посещением зоопарка или .. наших полукартонных караванов.
- Шалом! Ма-нишма? - приветствовали они нас, входя в дверь, часто не стучась - Как вы устроились? Вам нравится еда в киббуце? Вас вкусно кормят?
Это была больная тема. В киббуце не только "кормили на убой", но и выкидывали такое количество продуктов, что ими можно было накормить небольшую деревню. Но все ведь знают: если общее - значит, ничье.
На каком-то этапе нам эти посещения надоели и мы обратились к ответственному за репатриантов.
- Вы недостаточно дружелюбны, - ответил он - Люди интересуются.
Пришлось сослаться, что в каждом доме есть маленький ребенок и шастанье взад вперед не дает возможности ребенку спать. А дети, как известно, святое. В киббуце вообще очень любят всех детей. Всех, потому, что через девять месяцев после Пурима, когда все реально напиваются, рождаемость в киббуце делать резкий скачок. Дети - наше все. И нас перестали беспокоить.
Заботясь о нас киббуцники согласились установить в жутко-жарких и непроветриваемых караванах кондиционеры. Я не знаю было ли это совместно с мин.абсорбции или сами кибуцники проявили инициативу, но, закрыв пол окна в салоне, нам воткнули старые кондиционеры, что сразу облегчило нашу жизнь. Новые же, раздельные кондиционеры получили те, кто избавился от старых. Но мы были непривередливы.
Следующим шагом было косвенное повышение цены.
- У вас увеличился расход электричества.
- Но это же не из-за кондиционера, а из-за бойлера. У нас только электробойлер. Может нам лучше поставить солнечную плату?
- Мы проверим, а пока вы будете платить по счетчику.
Платить пришлось не мало. Зимой бойлер жрал столько, что прибыль за проживание на территории киббуца была соответствующей. Но этого было недостаточно и добрые социалисты в самом начале предупредили, что два рабочих дня от каждого члена семьи мы должны будем отдать киббуцу на обслуживание. Они могут быть на кухне, в прачечной или .. мы можем просто недополучить пару рабочих дней, на что мы и согласились.
За это нас три раза в день кормили, поили и обстирывали. А так же привозили фрукты к столовой, которые тоже можно было взять.
- Ой, какой красивый виноград ты взял себе. - якобы радовался подходящий после тебя член кооператива, - А если кому-то из старожил не хватит?
Сначала это вызывало чувства стыда и недоумения. Потом мы парировали тем, что мы получаем не бесплатно, а платим за все включительно. И тут до киббуцников дошло, что можно сделать очередное изменение: не давать, а продавать. Продавать своим же. То есть подняв внутреннюю сумму, киббуц сделал что-то вроде магазина при столовой, где появилась цена на ранее бесплатные твороги, йогурты, фрукты и прочее. "Социализм - это учет" - действовало во всей своей красе. Не хочешь есть - не покупай, у тебя больше останется "на счету". Но наш счет остался прежним. Никто не снизил репатриантам ни копейки, но при желании получить фрукты, теперь надо было платить.
- Вы же работаете и получаете деньги. Ты знаешь сколько стоит один рабочий день на заводе? 400 шекелей.
Мы получали порядка 80-ти. И если нанятые работники из Ор ха-Кивы получали сверхурочные, то репатриантов, живущих в киббуце с дополнительной оплатой грубо опускали. Но мы радовались тому, что есть, тем более, что некоторых из нас киббуцники готовы были оставить там жить. Это были семьи с людьми, имевшими третью степень. В этом случае киббуц получал еще дополнительную сумму за интеграцию доктора наук к израильском обществе. Получал несколько лет. Для себя, не для него.
Благодаря таким людям, в киббуце появилось собственное производство йогуртов, развилось рыбное хозяйство, встало на новые рельсы механико-проверочные работы станков и прочее.
И тут возник спор: старый киббуцники были против постоянного увеличения внешних работников на заводе. Это противоречило нормам. Молодежь совершенно не хотела стоять у горячей, льющейся пластмассы и полтора десятка репатриантов из России впахивали в три смены.
- Мы помогаем олимам! Мы кормим их семьи! - утверждало управление завода и киббуца. - Они там, за пределами, о таких условиях только мечтают!
Это было правда. Кормят, поят, работу дают. Чего еще надо? Раб должен пахать. Даже если это раб, который получает работу от социалистов. Пусть это и капиталистическое ведение хозяйства в его прямом проявлении. Объяснять это киббуцникам было не просто бессмысленно, а опасно. Конфликт мог решиться однозначно: 48 часов и ты за пределами того, о чем мечтал Сталин. Такой прецедент имел место и все были научены. Все равно бы невозможно было доказать, что киббуц является капиталистом, который нанимает дешевую рабочую силу, увеличивая свою прибыль за счет эксплуатации.
Меня эксплуатировали наравне со всеми. Я не сопротивлялся. Меня, который очень рано в своей жизни взвалил на себя ответственность за других, интересовало получать больше и мне позволялось (!!) работать по 12 часов почти каждый день. Мне не платили сверхурочные, но, работавший рядом со мной парень безостановочно делился со мной информацией о законах страны, куда мы приехали, объясняя как много нас надувают и сколько чего должно быть. Я впитывал его слова как губка, поняв только одно: "Закон надо знать и .." - вы все знаете слова Остапа Бендера, но тут было другое. Я сделал ошибку и не отсканировал свои рабочии часы (пролетев с оплатой всех сверхурочных), но, когда управление киббуца решило закончить наше репатриантство, я потребовал компенсацию за увольнение. Это было супер-наглостью с точки зрения киббуцников и меня реально послали. Каково же было удивление начальницы бухгалтерии, когда я привез письмо от руководителя профсоюза местного района, что мне обязаны выплатить. Меня буквально возненавидели, но выплатили порядка 1700 шекелей, включающих компенсацию и оставшиеся отпускные дни.
Социализм киббуца тут же взял реванш и следом за мной были уволены практически все репатрианты, срок работы которых на заводе приближался к 11-ти месяцам. Оставили только двоих "бригадирами". Их задача была обучать новых, которые в дальнейшем аналогично вылетали через 9-10 месяцев, предоставляя свои места следующим.
Но завод рос и растет до сих пор. Производство завода оставляет меньше 10% от производимого продукты в Израиле, отправляя контейнерами в разные страны. Выросло также рыбное хозяйство. Киббуц цветет и радует.
Последний раз я посетил киббуц лет 10 тому назад, показав детям откуда началась моя жизнь на Святой Земле, рассказав чем киббуц отличается от мошава и какое отношение было к нам на, что мой старший сын тогда спросил:
- А зачем это тебе было тогда надо?
Наверное, это надо было, чтобы понять, что в Израиле социализм может быть настоящим только при постоянной эксплуатации им же внешних работников, что желание "быть добреньким" не означает "отдавать свое", что право демократии для киббуцников естественно только в пределах "кушать это или это", чтобы окончательно выйти из той советско-социалистической действительности, в которой мы жили 70 лет.
Саша Деда