Почему ABBA - это не просто попса

Sep 03, 2021 09:00

В этом посте на примере песни "The Day Before You Came" я хочу вкратце показать вам, какую титаническую работу проделывали ABBA, когда сочиняли и записывали свои хиты.

image Click to view



Итак, The Day Before You Came. Одна из последних (если не последняя вообще) песня, записанная этими удивительными шведами. Студийная сессия состоялась 20 августа 1982 года, а ушла в релиз песня 18 октября того же года. Специально по такому случаю я выпилил из трека вокал, оставив только музыку.

Ноты (кликабельно):




Слова песни:



И вольный перевод - весьма отдаленный по тексту, но очень близкий по смыслу и настроению.



Чем же этот трек так хорош? Дело в том, что он весьма прост с мелодической точки зрения (не буду утомлять аккордами и прогрессиями, просто поверьте), но очень изощрен по композиции и демонстрирует просто феноменальную синергию текста и музыки. Если передать содержание песни в нескольких словах - это пересказ рутинного дня лирической героини накануне появления в ее жизни некоего персонажа. Собственно, лейтмотивом трека и является повторяемость, репетативность - он похож на уходящую вниз настроенческую спираль. Каждый из трех куплетов можно пересказать словами "одно и то же, одно и то же, изо дня в день, изо дня в день". Причем из самого текста вывод о том, что сложившийся порядок вещей чем-то героиню не устраивает, вовсе не следует - об этом песня говорит музыкальным языком.

Вот как это выглядит наглядно (кликабельно).




Не обращайте внимание на всякие непонятные буквы - посмотрите на цветные квадратики. Это вокал. Вверху я подписал слова, чтобы было понятно, к какому моменту песни что относится. И тут все очевидно: структура куплета - эмоциональные качели. Героиня, описывая ситуацию, сначала проваливается в "яму" - красная зона и все, что ниже, потом берет себя в руки и вроде вытягивает ситуацию на прежний уровень (но не до конца, обратите внимание на окончание первой и второй строчек), в середине куплета даже пытается бодриться ("все не так уж и плохо"), но в последней строфе неизменно скатывается в штопор. Вот эта часть - "And still on top of this..." и далее по тексту - вообще немыслима и не имеет аналогов в поп-музыке. Если вы поп-композитор и сочиняете будущий поп-хит, вы и в страшном сне не напишите такую музыкальную фразу. Это уже не бизнес, а настоящая синестезия - отчаяние на языке нот и аккордов. Теперь, пользуясь этим ключом, еще раз послушайте слова, и вы поймете, насколько там все подогнано, кирпичик к кирпичику. Да, и еще - обратите внимание на ту самую повторяемость, количество двойных нот.

Насчет вокала очень интересный момент. То, что и Агнета, и Фрида - бомбические вокалистки, думаю, не нужно напоминать (сомневающихся отсылаю к той же The Winner Takes It All). Но именно тут вокал намеренно приближен к разговорной технике - для пущей атмосферности. Именно из-за этого в песне слышится такой чудовищный шведский акцент (ах, это L в слове School). Но в плане качества вокала претензий никаких, отлично спето.

Еще пару слов о тексте. Во-первых, в нем неспроста такие длинные строчки - это еще один инструмент демонстрации монотонной рутины. Во-вторых, обратите внимание, что интонационное ударение в них ставится на второй такт - на что это похоже ритмически? Конечно же, на стук колес поезда или электрички, вокруг которых крутится жизнь нашей героини. В-третьих, еще раз обратимся к этой музыкальной фразе - предпоследняя строчка каждого куплета. В двух случаях из четырех там фигурирует дождь, и это отлично рифмуется с музыкальной структурой - причем это как раз первый и последний куплеты, круг замкнулся. Ритм текста - это не только стук колес, но и ритмичный звук дождя. Так создается настроение и атмосфера.

15 раз в песне используется модальный глагол must have - который прямо кричит о обреченности и невозможности что-то исправить в жизни. Там вообще в тексте очень много интересного - включая нехилую вероятность, что никто к ней на следующий день на самом деле не пришел (книжка феминистки Мэрилин Френч недаром упоминается), а The Day Before You Came - это каждое вчера, каждое сегодня и каждое завтра.

Теперь еще об одном моменте. Вся песня нанизана на хрупкий, ломающийся флейтовый наигрыш, которым, собственно, и открывается. Это прямая аллюзия на мелодии музыкальных шкатулок. Невероятно красивая метафора: внутри каждой такой шкатулки кто-то заперт, и когда мы крутим ручку (когда играет мелодия), этот кто-то оживает и появляется на свет. Так и героиня песни живет в своем замкнутом, зацикленном мире - как в шкатулке, а стук вагонных колес и есть та мелодия, под которую она каждый день изображает активность, чтобы в вечером, отправляясь в постель, снова скрыться под воображаемой крышкой и оказаться в тесной, одинокой пустоте.

И вообще - если вы послушаете вариант без вокала, то убедитесь, как тонко и грамотно тут выстроено нарастающее напряжение, как неуклонно нарастает эмоциональный градус. Все эти плавающие мрачные синтетические наплывы, будто волнами накатывающие на слушателя, с каждым куплетом все сильнее и мощнее. На 4.30 песня вообще превращается в гимн депрессии и одиночества и уничтожающе длится еще около полутора минут.

Да, о многом из того, что я написал, Бьорн и Берни упоминали в интервью. В принципе, достаточно внимательно послушать Dancing Queen или The Winner Takes It All, чтобы оценить уровень их музыкального интеллекта. Вот, кстати, разбор The Day Before You Came от какого-то англоязычного чувака, в котором практически все мои мысли вслух проговариваются (вплоть до шкатулки), хотя до сегодняшнего дня я этого видео в глаза не видел.

Вообще говоря, гораздо нагляднее гений ABBA можно было бы показать на примере Dancing Queen, с ее потрясающей плотностью, неожиданными гармониями, многослойностью и необычно богатой для поп-музыки экспрессивной палитрой ("Night is young and the music's... hiiiiiiiigh"), но она все-таки довольно сильно заезжена и навряд ли способна произвести тот же эффект, который производит на слушателя в первый раз. The Day Before You Came все-таки чуть менее известна и в то же время выполнена тоньше: она не бомбардирует слушателя, а обволакивает его туманом меланхолии и одиночества, причем успевает начать и закончиться до того, как этот самый слушатель вообще поймет ее механизм и устройство.

О других песнях

image Click to view



Самая красивая песня у них, очаровавшая в детстве, когда только вышла, это Fernando, кстати, никуда не вошедшая, кроме хитов и специздания альбома Arrival в Австралии и Новой Зеландии. Основана на греческих или наоборот латиноамериканских народных мелодиях, если не ошибаюсь. Интенсивных фолковых исследований они и не скрывают.

image Click to view



Chiquitita тоже офигенная! Там такой шикарный момент есть, где из 4/4 песня в 5/4 уходит и обратно.



image Click to view



Я лет через 20 только открыл в чикитите совершенно бомбезное piano-outro, у которого был один недостаток - очень оно короткое, но народ подсуетился. Осторожно, вызывает привыкание.

image Click to view



А припев в Hasta Manana? Блин, как же это круто сделано! Они откровенно водят слушателя за нос, всякий раз предлагая ему совершенно не то продолжение, которого он ожидает. В итоге слушатель остаётся оболваненный и счастливый, потому что так нагло и хорошо ему до этого никто не делал.

image Click to view



Одна из самых сложных - "The Name Of The Game".

image Click to view





Я начал писать и даже что-то рисовать, но дошел до вот этого места и понял, что это бессмысленно. Очень композиционно запутанная и многослойная композиция - это ж надо было так извратиться в четырех четвертях! - но при этом еще и абсолютная "вокальная гимнастика", как писали про дуэт Меркьюри и Боуи. То есть там по сути сначала одна песня идет (F♯m-C♯m-F♯m-B), потом другая (F♯m-B/D♯-C♯m-Dmaj7), потом третья (Dmaj7-Bm7-E11-A-D-E-E/D-A), потом четвертая (С♯-F♯m-B/D♯-E), и они все время плавно друг в друга перетекают, и при этом когда слушаешь, думаешь - блин, ну понятно, вот это после этого, переход этот с ля-мажора в фа-диез-минор через до-диез охренительный, все как надо - а как представишь, что они реально вот это писали и ума не приложишь, как они до все этого дошли. Короче, тут они прям заморочились и сделали интеллектуальную поп-песню даже по их меркам.

Мне, конечно, напихают в комментариях "ух ты, еще один открыл для себя, что некоторые ноты вместе звучат лучше, чем другие!" - но, чуваки, я пишу вовсе не об этом. В мире много матёрых композиторов, наклепавших сотни хитов, но никакого желания анализировать их музыку не возникает. Потому что - ну да, чувак хорошо шарит в том, как написать хит. А у ABBA другое, тут очень много того, без чего песня и так стала бы популярной - но нет, они фаршируют её слоями, наполняют пространство необязательными хуками, экспериментируют со звуком и композицией. Кроме матерости тут ещё и недюжинный талант. И у ABBA почти каждую песню интересно так вот деконструировать - потому что очень четко понимаешь, что это большая работа, что все не просто так и что их по-настоящему перло от того, что они делали.

Короче говоря, слушайте ABBA, они очень крутые - и невероятно, невероятно талантливые. Такие появляются раз в полвека, если не реже.

(c) denbrough и другие.

Так всё-таки, талант или мастерство/опыт?

keyreal: И то и другое. Практически все песни ABBA написаны Бьорном Ульвеусом и Бенни Андерссоном, и на момент создания группы (1972) они оба уже были матерыми композиторами, которые осознанно подбирали под свой концепт вокалисток. Записывали и продюсировали с 60х, и продолжили свою деятельность и после в различных проектах, и музыке к фильмам. Так что это не секрет, а легендарная студия, из которой много кого и чего вышло. АББА - был и есть выверенный продюсерский проект.

Бьорн Ульвеус в 1957 году, в возрасте 12 лет вместе с братом организовал группу, куда также входил и бас-гитарист Тони Рут (швед. Tony Rooth). В 1961 году Тони помог стать Бьорну солистом фолк-группы Mackie’s Skiffle Group, позже сменившей название на Partners.... Продюсер фирмы Polar Music Бенгт Бернхаг, просматривая шведские газеты, обратил внимание на короткое объявление о музыкальном конкурсе, организованном местным радио. Его внимание привлекла группа West Bay Singers. Бенгт связался с музыкантами и попросил прислать запись для прослушивания. Результат превзошёл все ожидания. Это было именно то, что искали Бенгт и Стиг Андерсон. Стиг убедил музыкантов сменить название на Hootenanny Singers и активно начал продвигать группу не только в Швеции, но и за границей. Впоследствии все знакомства и связи в мире шоу-бизнеса пригодились для популяризации ансамбля ABBA. С 1964 по 1974 годы Hootenanny Singers записали и выпустили 16 альбомов и сборников.

Бенни Андерссон в возрасте восьми лет впервые выступил на сцене одного из залов родного города. Его дед и отец Эфраим и Ёста Андерссоны (Efraim, Gosta Andersson) иногда выступали семейной группой аккордеонистов. В 1964 Бенни вместе со своей возлюбленной - Кристиной Грёнвалль (Christina Gronvall) - вошли в состав группы «Народный ансамбль электрического щита» (Elverkest Spelmanslag). Во время одного из выступлений игра Бенни на клавишных запомнилась основателю и бас-гитаристу группы «Hep Stars» Леннарту Хегланду (Lennart Hegland), что в итоге привело молодого клавишника в этот ансамбль осенью 1964 года.... Свою первую песню «No Response» Бенни Андерссон сочинил осенью 1965 года. Композиция попала на верхние строчки шведского хит-парада. «Sunny Girl» стала следующим произведением молодого автора и в начале 1966 года она возглавила шведский хит-парад. В общей сложности группа «The Hep Stars» с 1965 по 1970 год записала восемь альбомов. В июне 1966 во время гастролей по Народным паркам Швеции участники группы «The Hep Stars» познакомились с ансамблем Hootenanny Singers. Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, обнаружив близость вкусов, решили продолжить общение за сочинением новых песен. В итоге это стало отправной точкой творческого тандема двух Б, продолжающегося по сей день.

К слову сказать, что в те же 1956-1957 годы Маккартни начал свои продюсерские изыскания, познакомился с Ленноном и познакомил с ним своего застенчивого юного друга Харрисона, которому только исполнилось 13 лет.

Интересное

Previous post Next post
Up