Меня зовут Викт и я не веган. В смысле, я ем мясо. Так получилось. Поэтому в целом профессии, связанные с промышленным животноводством, я считаю вполне себе нормальными. Однако забойщика, который очень прется от самого рабочего процесса, я бы, наверное, сторонился. Примерно в это же упираются мои претензии к фанатам спортивной охоты.
Кажется, слишком многие люди в нашей стране начали получать удовольствие противоестественным способом. И я хочу об этом поговорить.
Когда у нас только ввели карантин, как грибы после дождя начали появляться люди, у которых глаза светились ощущением близости к мечте. Эти люди - по странной случайности близкие руководству разных силовых органов - начали писать тексты, в которых триумф сочился из каждой строчки, стекая по монитору на штаны. В том, в чем мы видели трагедию, они увидели возможность.
- Вот! Вот! - писали они. - Вот, наконец, сложились обстоятельства, в которых очевидна необходимость сильной руки! Которая возьмет плебс, этих жалких, ничтожных личностей (не то что мы, умные, красивые, с наградными стволами) и стальной дланью поведет через тернии к светлому будущему!
Первый нашумевший текст на эту тему породило сумрачное сознание советника министра Ивана Варченко. Ознакомившись с его шедевром, я поинтересовался лишь одним - сколько раз в процессе написания цей статечний член суспільства погладил себя между ног. Комментарий гражданин малодушно удалил, фу таким быть.
Потом появились и другие мамкины ким ир сены. В их мечтах карантин - лишь предлог представить себя в строгой военной форме, показывающим всем остальным, как надо, и жестоко, жесточайше наказывая провинившихся думаньем не в ту сторону. Носить настоящую форму они, правда, не хотят - не для того мама квіточку ростила. Они хотят гордиться, строить и пороть - или хотя бы мечтать об этом. На десятой секунде мечтания гражданин тихо, но отчетливо кидает монитору зигу левой рукой. Правая занята.
Увы, существуют и граждане, которые с ними согласны. такой подход нравится - есть люди и с такими предпочтениями, общество у нас свободное.
Если серьезно, это все из-за недоверия к самим себе. Больше проявлено у россиян - у них это вообще центровая духовная скрепа, но и в наших широтах встречается. Человек знает, что он придурок, жулик и растяпа. Но вместо того, чтобы себе в этом признаться и исправить себя, такую утюпусечку, он переносит свои пороки на все общество и соглашается с тем, что всю страну нужно пороть на конюшне дисциплины ради. Мол, папка так делал, солдатским ремнем, и вот, я ж человеком вырос. Для некоторых порка вообще самоценна и может осуществляться вообще без разъяснительной работы. Мол, и так все поймем. В их сознании трындюлина решает любые кадровые и мотивационные проблемы, потому что относительно их самих это, как правило, верно.
Что мы говорим маленьким любителям тирании?
Мы цивилизованные люди, поэтому, отсмеявшись, говорим с ними, как с взрослыми.
- Ну а что, ну а что? - щебечут они нам. - Вот посмотрите на Китай, Сингапур, Японию, как они прекрасно справились с эпидемией за счет жестких мер!
Тут, конечно, можно уточнить, что Китай справился паршиво, Сингапур по площади и населению сопоставим с Киевом, а в Японии жестких мер не просто не было, но и быть не могло - там законодательство, например, вообще не предусматривает возможности заставить людей сидеть дома (японцы что-то знали). Но ладно, общую идею мы поняли. Диктатуры, дескать, справляются.
На это есть несколько важных возражений. Начнем с теоретического.
Начнем с того, что страны конфуцианской этики - это очень особые страны. Во всем. Например, в Южной Корее очень мало уличной преступности. Не потому, что там жесткие полицейские, а потому, что социальные связи там построены так, что любой подобный проступок резко роняет социальный статус не только человека, но и его родных. Конфуция нашей цивилизации в свое время не завезли, зато завезли Аристотеля и Перикла. Поэтому поздно смотреть на общества, которые травку своей послушности подстригали две с половиной тысячи лет. Европейцы свою цивилизацию строили иначе, вышло, в целом, не хуже.
Да, авторитарные общества лучше справляются с чрезвычайными ситуациями. Тупо потому, что там можно все ресурсы бросить на выполнение одной задачи. Вот когда надо забабахать сверхпроект - например, заставить бедную страну жрать траву, но ядрену бонбу вынь да положь, или собачку в космосе угробь, или умного и опасного врага трупами закидай - тут они вершат дивные дела. Да, за счет палочной системы. Жить захочешь - и не так раскорячишься.
Проблема в том, что, во-первых, в нечрезвычайной ситуации эти страны справляются намного хуже (настолько, что их обычная жизнь здорово напоминает чрезвычайную ситуацию в свободных странах). Во-вторых, за счет этого чрезвычайные ситуации у них случаются намного чаще. А в-третьих, они порой слишком стесняются признаться, что у них что-то стряслось. Вспомним Чернобыль, сравним с Фукусимой. Или, чтобы далеко не ходить, посмотрим на тот же Китай в самом начале эпидемии.
А теперь более важное. Практическое соображение.
Кто у нас будет строить тоталитарный рай? Кто наш Ли Кван Ющенко? Кто этот замечательный белый сахиб в пробковом шлеме, который погонит нас, сирых, к сияющим высотам?
Погодите постить в комменты фоточку Арсена Борисовича. Проблема еще глубже.
Потому что наши силовики - это не Арсен Борисович. Это сержант Петренко. У которого одна извилина, и та от фуражки. Который умеет писать только суржиком, а разговаривать только криком, и которого от гопника на районе отличает только ничего и ксива. И его коллега Сидоренко из Службы Божьей Украины - специалист по обилечиванию бизнеса и раскрытию мастерских реконструкторов с особо опасными фитильными ружьями.
Вот эта аудитория Битвы экстрасенсов и российских рэперов у нас победит кугутизм? Или вы хотели сказать “возглавит”?
Или вы считали, что это будут какие-то другие люди? Потому что палки в руках и чувство уверенности в том, что палка в руке дает особые права - именно у них, а не у каких-то других.
Это такая частая ошибка у людей. Воспринимать пересичных сограждан как жалких людишек, а институции - как нечто абстрактное и могущественное, сверхчеловеческое.
Нет ничего абстрактного и могущественного, есть сержант Петренко в количестве сотен тысяч юнитов. Это и есть Пиночет, которого мы заслужили. Средний уровень кугутизма по силовым органам, по моему строгому убеждению - вы можете полагать иначе - даже выше среднего по больнице.
Так что простите, ребята. Кугуты нас уже вели в светлое будущее железной рукой с 1917-го года, а пришли мы в совершенно другое место. И вовсе не потому, что плеток не хватало.
Сталина на нас, действительно, нет. И не будет. И не нужно. А Ли Кван Ю не завезли. Попытки воспитать его в собственном коллективе дают, в усредненной версии, Кучму.
Поэтому давайте бросим это ребячество и не будем слишком увлекаться влажными мечтами о том, как, отвлекшись от ловли мужиков в плавках, наши силовики нам тут построят что-то, отличное от райотдела. Потому что этого не будет. А любая попытка это сделать нам, поверьте, не понравится.
Такие дела.
Виктор Трегубов