Вот возьмем Прагу. Далеко не лучший город в мире, никогда не входила в первые десятки, разве что по объему туристов. В Праге у каждой семьи примерно по 2 машины. Но пробок практически нет. Нет, они есть конечно, если с первого раза не проехал на зеленый - тут считается что это пробка. Но в традиционном плане пробок таки нет.
И это не потому что город небольшой. А потому что город должен быть продуманным.
Прагу пересекает речка Влтава примерно пополам. И если сейчас стало проще, то до постройки тоннеля Бланка, который проходит практически под всем городом, жители одного берега на другой практически не ездили. Ну т.е. ездили конечно, но не в деловые поездки. Потому что незачем.
Я езжу на машине практически каждый день. Но если не езжу за город - получается около 3000км за год. Потому что ездить действительно некуда. Хотя живу в типичном "спальном районе", но
- в радиусе 2км имею: промзону и два бизнес-района. Т.е. снять офис или мастерскую в "пешей доступности" проблем нету. Промзоны в городе конечно не заводского типа, но заводов как таковых и не осталось - они либо вынесены в отдельные "моногорода", либо к китайцам. Если нет возможности вести бизнес самому, никто не мешает найти работу в том же радиусе. Работы везде хватает, тем более сейчас - кризис рабочих рук. Естественно все промзоны и бизнес-центры имеют свои парковки, в основном подземные.
- на расстоянии 1,5 км имею комбо в виде торговый-центр + почта + нотариат + районная администрация (в ней же все районные суды) + несколько банков. там же есть спортзал и бассейн. там решаются все вопросы проживания на районе и ведения бизнеса, практически не выходя из здания (под которым естественно большая парковка)
- на расстоянии 1,5 км, но немного в другую сторону имею комбо в виде торговый-центр + налоговая инспекция + еще несколько банков (других) + еще один спортзал с бассейном. там решаются те вопросы, которые не решаются в предыдущем пункте.
- каждая часть города имеет свою торговую зону на окраине, в которой есть строительные магазины, икея, "метро", еще пара торговых центров. на выходных никто не прется на закупки через весь город, а каждый едет в свою часть. я считаю это один из самых важных пунктов - если вы не хотите чтобы шопперы превратили город в ад, на каждые 500 тыс. жителей должна быть своя "икея" и компания, с одинаковым ассортиментом.
- рынки, парки, школы, детские площадки и даже университеты - в каждой части города есть свои, и большинство естественно выбирает "поближе к дому".
- город полностью децентрализирован, каждый район имеет старосту, и каждый староста свой район отстаивает - это его налогоплательщики. все коммунальные налоги и часть налога на прибыль остаётся в районе. если район превратится в гетто, он не получит финансирования, так что это в интересах района собирать побольше налогов, а не ждать дотации из бюджета. а собирать побольше налогов - это значит заманить побольше жителей. всё просто.
- все коммунальные налоги включены в квартплату. т.е. снял квартиру - посчитали сколько проживает человек по договору - посчитали квартплату - район сразу на тебе зарабатывает. ты уже частично налоговый резидент района. даже если по факту прописан у мамы в деревне.
Как видите, "по делам" ездить в Праге далеко просто некуда. Остаются частные поездки, но пробок они не создают. Даже если у каждого в семье по две машины. Тем более в частные ездят вместе на одной.
В Sim City играли? Вот в реальном городе те же правила. Один в один. Не должно быть гигантских "спальников" и одного бизнес-даунтауна на всех. Нужно всё чередовать. А районная администрация должна сотрудничать с каждой крупной торговой сетью и поощрять открытие отделений у себя, чтобы хотя бы за базовым набором товаров и услуг никто не ездил туда-сюда.
p.s. сейчас на правом берегу будут строить еще один аэропорт. чтобы правобережный народ в полёты не перся сугубо на левый. это при том что в городе живёт миллион с небольшим.
p.p.s. я не живу в каком-то "особенном районе". возьмите любой другой, и в 90% случаев будет тоже самое. если не лучше.
p.p.p.s. естественно мы своего мэра не любим, тем более она даже не коренная пражачка, а вообще из Словакии (в Праге мэра не избирают жители, а назначает парламент). любой пражский таксист знает, как сделать город еще лучше, но, как вы понимаете, надо таксовать.
Konstantin Kukushkin