Монетизация льгот

Jan 11, 2018 13:06



Мое глубочайшее убеждение, что ВСЕ льготы у нас в стране должны быть монетизированы. Абсолютно все. Я не шучу.
Любая льгота в виде услуги или товара - это путь к несправедливости, коррупции, непрозрачным схемам, недовольству предоставляющих льготу и т.д.

1. Льготы в виде услуг или товара - несправедливы. Есть бабушка, живущая в Киеве и ездящая каждый день к внуку на другой конец города с парой пересадок - она пользуется своей льготой, например, 6 раз в день или 180 раз в месяц. А есть дедушка, живущий в отдаленном селе, который бывает в райцентре несколько раз год. Он пользуется той же самой услугой в среднем раз в месяц. ОДИН раз. 1 и 180. Сравните объем льготы, которую получают два льготника, живущие просто в разных местах Украины.
Точно то же самое касается земли для АТОшников. Кто-то выбил себе земельку в черте Киева, а кому-то дали непонятный пустырь на коллекторе даже не в черте села или кусок болота в местности, где даже электричесто не заведешь. Это несправедливо, что два защитника Украины получили настолько разные по своему качеству и денежному выражению льготы.

2. Немонетизированные льготы - источник коррупции со стороны как чиновников, так и агентов, предоставляющих эти льготы от лица государства. Объем предоставляемых неденежных льгот очень тяжело контролировать. Здесь возможен как сговор между чиновником и, например, руководителем АТП с целью украсть бюджетные деньги и "компенсировать" бОльший объем льгот, чем было предоставлено на самом деле. Или прямое вымогательство со стороны чиновника взятки за компенсацию. С землей и другими товарными льготами - еще хуже. Разница в цене участков может быть на два порядка и, конечно, чиновник, решающий какую именно землю дать льготнику, имеет очень сильный коррупционный рычаг. Ему даже напрягаться не надо - те, кто понимает эту разницу, сами добровольно придут на прием с уже зажатой взяткой в кулаке.

3. Непрозрачность схем и дорогое администрирование льгот.
Сделать прозрачными и честными схемы компенсации неденежных льгот - это просто дорого. Камеры видеофиксации в маршрутках, системы анализа и большой штат честных оценщиков по выделенным участкам земли, армия провизоров-ревизоров, проверяющих правильность выдачи лекарств аптеками - это все очень дорогое "удовольствие".

4. Невозможно планировать затраты на компенсации по льготам. Если один льготник пользуется льготой несколько раз в день, а другой - никогда, - трудновато наперед спрогнозировать сколько нужно будет денег на компенсации по этой льготе.

5. Морально-этическая проблема. Я знаю АТОшников, которые из стеснения вообще никогда не пользуются своим удостоверением УБД. Никогда и нигде. Ну вот такой у них характер. Им это этически неудобно. Но неужели они воевали хуже тех АТОшников, кто морды бьет маршрутчикам за кривое слово в их сторону? И те и другие - наши защитники, низкий им поклон. Но нельзя же считать справедливым, что из-за разных характеров одну и ту же льготу ветераны получают свосем-совсем неодинаково.

ЧТО ДАСТ МОНЕТИЗАЦИЯ:

1. Уйдет коррупция. Если постановить, что, например, каждому АТОшнику государство компенсирует по 100-200-1000 грн в месяц - здесь нет места коррупции. Зарегистрировали один раз банковские карты льготников и начисляй себе туда денежку раз в месяц в автоматическом режиме. Администрирование монетизированных льгот со стороны государства - во много крат проще и дешевле.

2. Восстановится справедливость. Все льготники будут получать льготы в одинаковом объеме. Каждый пенсионер или АТОшник будет равен перед системой распределения льгот. И тот дедушка в далеком селе все-равно получит свою льготную компенсацию на проезд, даже если ни разу не проедет в троллейбусе ближайшего городка.

3. Рыночное перераспределение льготных денег. Льготы, "выданные" деньгами, абсолютно точно не все будут потрачены по назначению. Компенсации пойдут на более нужные конкретному льготнику вещи и услуги и это - отлично. Вспомните переполненные пригородные электрички и ородские трамваи. Присмотритесь, кто там ездит. 50-60% - льготники. Те, кому проезд в этих видах транспорта - бесплатен. Совсем и в любых объемах. А теперь представьте, что компенсацию на проезд эти же люди получат деньгами. Станут они кататься каждый день в транспорте просто для своего удовольствия? Монетизация транспортных льгот СУЩЕСТВЕННО разгрузит общественный транспорт. Люди перестанут ездить просто так, без дела, только потому, что проезд - халява.

4. Льготники перестанут чувствовать себя просителями и халявщиками. Ведь они будут платить за услуги и товары наравне с другими, просто заранее получая за конкретную льготу денежную компенсацию в установленном фиксированном размере.

Кто дочитал - молодец и спасибо :)

Александр Суворов

Экономика, Политика

Previous post Next post
Up