Когда психоаналитик читает или слушает народную сказку, то, конечно же, он видит в ней отражение закономерностей психического развития ребенка - последовательности прохождения оральной, анальной и фаллически-эдипальной стадий психосексуального развития. Вспомним, как начинается «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То сама на весь бы мир
Приготовила я пир.
Фиксация на еде характерна для оральной фазы - самой ранней стадии развития младенца.
Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Вторая стадия - анально-садистическая. С психическими переживаниями анальной стадии связано, по З. Фрейду, производство или создание продукта труда. Прототип производства - это выделение ребенком стула, что может доставлять ребенку радость и удовольствие. При этом важно, чтобы ребенок мог видеть свой продукт. Для анальной фазы характерно также, что ребенок впервые начинает осознанно относится к одежде. Отсюда радость производства одежды у второй сестрицы из сказки А.С. Пушкина.
Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Желание стать женой отца («батюшки-царя») и родить для него ребенка наиболее характерно для переживаний девочки на эдипальной стадии психосексуального развития.
Характерно, что именно такая последовательность, отражающая прохождение оральной, анальной и фаллически-эдипальной стадий психосексуального развития, встречается во многих народных сказках. В «Царевне-лягушке» царь призывает сыновей, после того, как они поженились, на боярышне, купеческой дочери и на лягуше-квакуше, и приказывает: «Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу». На другой день он повелел, чтобы жены «соткали за единую ночь по ковру», а на третий - чтобы сыновья явились с женами к нему на смотр и танцевали.
via
Vladimir Zavgorodny