«Он был необычайно интересным мужчиной с прекрасным чувством юмора. Чем он еще занимался, меня совершенно не интересует». Так говорила шведская кинодива конца 1930-х - начала 1940-х Сара Леандер о Йозефе Геббельсе. Министр пропаганды Третьего рейха, пожалуй, в особом представлении не требуется. А вот о мировой знаменитости военных лет стоит вспомнить. Ее талант и внешность были настолько востребованы у европейских зрителей, что даже после войны парижанки просили парикмахеров сделать укладку a’la Леандер. Иосиф Бродский писал, что, увидев ее раз в роли Марии Стюарт в трофейном фильме, он всю жизнь пронес с собой образ актрисы как идеал женской красоты.
Но все-таки своей славе Сара Леандер обязана нацистам. Контракт с актрисой немецкий киноконцерн UFA заключил, когда он был уже под контролем ведомства Геббельса. Тогда по количеству производимых фильмов Третий рейх был в мировых лидерах. И всего лишь каждая десятая картина была пропагандистской или антисемитской. Упор делался на исторические фильмы, мелодрамы и комедии, чтобы создавать у населения эффект спокойного благополучия. Леандер снималась именно в таких.
Сейчас, возможно, малопонятен секрет успеха актрисы. Но ее очарование даже вне съемочной площадки было настолько сильным, что гонорары немцы ей платили большей частью в шведских кронах. Благодаря дружбе с Геббельсом и его связям Сара Леандер по бросовой цене прикупила замок под Стокгольмом с участком в 59 гектаров.
За это Леандер все-таки пришлось поработать на идеологическом фронте. Она участвовала в многочисленных концертах на фоне свастики, раздавала автографы на параде, посвященном взятию немцами Парижа, собирала пожертвования на зимнее обмундирование для вермахта.
Возможно, комплимент Геббельсу актриса бросила невзначай, но он стал выражением того, что сейчас в Украине принято называть гражданской позицией. В 1943-м Сара Леандер вернулась в Стокгольм. По версии актрисы, она не захотела принимать германское гражданство, чего потребовал Гитлер. Но несмотря на это, дома коллеги встретили ее не просто холодно - ей устроили бойкот. Тихий, без газетной шумихи и тем более без политических заявлений. С ней просто никто не хотел появляться на сцене или в кадре. И это за полтора года до разгрома Германии и при том, что нейтральная Швеция активно сбывала Рейху стратегическое сырье, в частности, железную руду.
Ненадолго Леандер пробилась на шведское радио. Однако после войны ее приняла только родина ее славы - Германия (конечно, западная). А в Стокгольме на сцену бывшая звезда смогла выйти уже в преклонном возрасте. Для публики она была просто музейным экспонатом.
Еще более драматичной была судьба чешской киноактрисы Лиды Бааровой. Ее тоже угораздило переехать в Берлин и начать завоевывать экраны Рейха. Да еще и закрутить роман с тем же Геббельсом. Ей ведь тоже не было дела до «дел» министра.
После войны с родными Лиды в Праге прервали отношения все знакомые, а соседи перестали здороваться. От такого «признания» Бааровой на родине ее сестра покончила с собой, а мама не пережила инфаркт.
О Саре Леандер и Лиде Бааровой последние два года вспоминается, когда очередная звезда из Москвы или вообще из Советского Союза пытается «подарить праздник» на украинской сцене. И недоумевает, когда ее, эту звезду, сюда не пускают - что такое? Я ведь вне политики! Пусть люди отвлекутся и просто отдохнут!
Вот и заслуженной артистке России Наташе Королевой, она же Наталья Владимировна Порывай, запрещен въезд в Украину. Отъемом у людей права выбора назвала она такой жест со стороны своей исторической родины. Ведь последние 25 лет, как считает артистка, украинцы ассоциируют себя с ее песнями. К тому же, у нее здесь родственники.
По поводу первого стоит заметить, что информация об узнаваемости творчества артистки в Киеве, мягко говоря, не совсем верна или явно устарела.
По поводу второго можно только по-человечески посочувствовать. Родителей и, соответственно, родственников не выбирают. Как и страну рождения. А вот страну для проживания, самореализации и, как итог, признания в ней каждый выбирает по желанию или обстоятельствам.
Печаль для Натальи Владимировны и ей подобным началась только, когда страна ее жизни напала на страну ее рождения.
И еще большая печаль в том, что звезды того же разлива этого не понимают. Наверное, отвлеклись и просто отдыхают.
Олег Шама