Два вводных замечания. Первое, пишу этот пост для тех, кому интересно, что происходит на Украине. Те, кто считает, что здесь хунта, жидо-бандеровцы и т.д., могут дальше не читать и не оставлять свои комментарии, я точно не собираюсь с вами спорить.
Второе. Не буду описывать состояние и проблемы украинской экономики и государства. Не потому, что я их не знаю, а потому, что они и так хорошо известны. Меня интересовало, как эти проблемы будут решаться. Потому что многие из проблем у России с Украиной общие. И если нашим соседям удастся их решить, то, значит, удастся решить и России. Меня интересовало, можно ли уже сейчас увидеть «зеленые ростки» реформ, или еще рановато и нужно чуть-чуть подождать.
Главное, это, конечно, война. Которая меняет многое в человеческом сознании. И которая проявляется в том, что в киевских дворах появляются указатели «Бомбоубежище там». Или в том, что приближаясь к зданию администрации президента, ты при прохождении мимо полицейских кордонов слышишь шепот своего сопровождающего: «Помолчи немного - у тебя слишком ярко выраженный акцент». Или в том, что в разговоре с руководителями Нацбанка на все свои слова о том, что о том, что валютные ограничения лишь ослабляют курс гривны, ты слышишь печальный ответ «во время войны население банкам не доверят». Или в том, что информация о росте расходов на закупки вооружений российской армией на 15-20% в год воспринимается в Киеве как однозначное указание на то, что Россия готовится напасть на Украину. А для чего еще нужны танки, как не для наступательных операций по захвату больших территорий? И поэтому решение украинских властей постепенно увеличить расходы на оборону с нынешних 1,4% до 5% ВВП, практически, никем не подвергается критике, не смотря на тяжелейшее положение бюджета.
Идя по Крещатику, задал сам себе вопрос: «А чем то, что я вижу, отличается от Москвы (если не брать во внимание внешний вид зданий и пр.)?» И, подумав немного, ответил: «Спокойствием. Отсутствием напряженности и озлобленности. Вежливостью». Такое эмоциональное состояние простых людей ( у которых доходы стремительно обесцениваются из-за инфляции, у которых платежки за газ и тепло начинают стремительно «тяжелеть») создает (пока) прочный фундамент для политиков при проведении тяжелых и болезненных реформ.
Сильной стороной украинской политики является гораздо более высокий уровень развития демократии в этой стране (хотя, не знаю, можно ли говорить о развитии демократии в России, или нужно говорить о ее подавлении). Все-таки уже пятый президент за те же самые 24 года. Двое проиграли выборы. Один не смог «продвинуть» наследника. Один лишился своей должности по решению парламента. Сильная роль парламента и парламентских партий в формировании правительства. Необходимость строить коалиции и договариваться о стратегии движения государства. Необходимость тратить много сил и времени на согласование многих вопросов между президентом, парламентом и правительством, но … За это страна получила работающие социальные лифты в политике, которые меняют политические элиты, которые позволяют появляться новым лицам, с которыми будет ассоциироваться Украина завтрашнего дня.
Наши достоинства есть продолжение наших недостатков - и поэтому за более развитую демократию, за наличие свободных СМИ приходится платить. Платить сливами компроматов (реальных и вымышленных). Платить постоянно звучащей критикой властей с экранов телеканалов, основные из которых принадлежат олигархам, в том момент, когда интересы олигархов ущемляются. Платить тем, что любого представителя исполнительной власти могут в любой момент «выдернуть» на заседании Рады и потребовать отчета, во время которого можно услышать много неприятного, а, порой, и подвергаться риску физического контакта с оппонентом.
Олигархов на Украине не очень много, все хорошо известны, и у каждого есть свои многочисленные интересы. Интересы, построенные на специальных договоренностях с кем-то из прошлого (или позапрошлого, или поза-поза, или еще раньше) правительства о получении «в аренду одного метра государственной границы». Речь идет о том, что в России называлось «схемой Березовского» - управление финансовыми потоками государственных компаний. И, понятно, что когда у Коломойского отбирают потоки «Укрнафты», у Ахметова дотации на уголь, у Фирташа нулевые тарифы на прокачку газа, и т.д., то власть сталкивается с «сопротивлением материала». Главная линия защиты для власти, которую пока никому не удалось опровергнуть, - на место отставленных олигархов не приходят другие, близкие к нынешней власти (то есть публичные обвинения в этом звучат, но доказательств пока никто не представил). Обещание правительства провести открытый конкурсный отбор руководителей госкомпаний, если его удастся реализовать, может показать, что слова власти не расходятся с ее делами.
Публичность принимаемых решений яркая черта современной украинской власти. Иногда, она идет на пользу (об этом чуть ниже), а иногда - тормозит процесс. Как, например, это случилось с поиском руководителя Антикоррупционного бюро (того самого, от которого, как черт от ладана, отказались российские власти). В условиях объявленного конкурса (176 заявок) содержалась одна-единственная фраза (наличие 10-тилетнего стажа работы в судебно-правоохранительной системе), которая отсекла от участия в нем тех, кто такого стажа не имел, но зато имеет опыт антикоррупционных расследований, имеет необходимые для этой должности упорство и стойкость. В итоге в финале этой конкурсной гонки остались, как шутят киевляне, «сирый да убогий» (фамилия одного из кандидатов -Серый), ни один из которых (по той публичной информации, которая доступна всем) не представляется мне очевидно удачным выбором.
Набор проблем, которые предстоит решать украинским властям огромный. И ни для кого не стало открытием то, что имеющаяся государственная бюрократия не может эти проблемы ни решить, ни даже предложить пути их решения. И украинские власти пошли на то, чтобы привлечь в госструктуры большое количество молодых успешных людей из бизнеса, не имевших, зачастую, вообще никакого опыта работы в госструктурах. Чем-то похоже на приход «завлабов» в российское правительство в начале 90-х. Главная разница состоит в том, что пришедшие во власть бизнесмены имеют опыт принятия управленческих решений, умеют обсуждать проблемы и приходить к поиску решений и при этом не заинтересованы в «беге по кругу», готовы брать на себя ответственность и хотят добиться успеха. Сейчас рано оценивать результаты их призыва, но советую потратить 10 минут зайти на сайт www.reforms.in.ua, где обозначены основные направления реформ, указаны ответственные, показаны цели, планы-графики, материалы, выносимые на обсуждение Совета по реформам (куда входят на паритетных началах представители всех ветвей власти во главе с президентом, премьером и спикером Рады). Хотя все материалы только на украинском языке понять то что и как предлагается делать - можно. А после этого можно для сравнения зайти на сайт российского правительства, или Минэкономики, или Открытого правительства посмотреть какие проблемы нам вынесены в повестку дня и какие решения планируется принять.
В отличие от российских реформаторов 90-х, которые сосредоточились на экономике, отдав судебно-правоохранительную систему на откуп «старшим товарищам», нынешние украинские власти сразу берут быка за рога: люстрация, аттестация судейского корпуса, тотальная проверка работников прокуратуры на соответствие доходов и имущества, расформирование ГАИ.
Вывод от моей очень короткой поездки звучит так: похоже, маховик реформ на Украине постепенно раскручивается; многие решения уже приняты, но их эффект станет виден через какое-то время; украинские политики хотят изменить страну, а общество (естественно не сильно радующееся инфляции и росту цен на газ) поддерживают его в этом желании. Одним словом, Украина начала свое движение от «совка». Буду надеяться, что всерьез. Я желаю ей успеха!
Сергей Алексашенко