ОК, а при чем здесь буддизм, если мы говорим о светских формах экономической эксплуатации и светских нормах наказаний за преступления? В феодальной структуре монгольского общества, где все простолюдины полагались подданными того или иного феодала (хотя к 20 веку феодальные домены, скорее, были уже просто административными единицами, а феодалы-чингисиды, скорее, администраторами на службе цинских императоров), было понятие шабинаров - крепостных, отданных тому или иному буддийскому монастырю. Так вот, быть шабинаром было выгоднее, чем простым подданным, поскольку эти люди выпадали из административной структуры государства, они облагались меньшими податями и повинностями. Не несли, например, воинскую, уртонную (ямскую) повинности. Одна из групп бурят, эмигрировавших во Внутреннюю Монголию, чтобы избежать ужасов гражданской войны и интервенции в Китае, уговорила Панчен-ламу принять их в свои шабинары. Это было уже в 1930-40-е годы, но столетняя традиция еще действовала - никто из полевых командиров гоминьдана и КПК, ни японские военные власти не посмели нарушить традицию и подвергнуть бурят реквизициям или мобилизации.
Так что даже с крепостной зависимостью от монастыря, как это было в Монголии, положение арата было в среднем лучше, чем у его собрата, находившегося в юрисдикции светской власти. В Тибете же крепостного права не было. Монастыри владели землями, но не людьми.
Спасибо з интересные факты. Я перепутала рабовладение с феодализмом, подзабыв книгу Майкла Паренти "Дружественный феодализм: миф о Тибете".
Монастыри владели землями... А люди умирали от голода. Я не пойму, почему монастырям любой религии так важны земли, здания, собственность, золото... вроде должны думать о нематериальном?
Потому что тибетский монастырь - это, по существу, религиозный университет, в котором несколько факультетов с количеством студентов от нескольких сот до нескольких тысяч. Большая часть этих студентов - выходцы из неимущих и малоимущих слоев, на поддержку родственников во время 15-20-летнего курса обучения им рассчитывать не приходится. А им надо давать кров и хлеб. Нужно строить новые здания, ремонтировать старые. Нужны немалые средства для проведения ритуальных пудж-подношений. Нужны средства для содержания типографии - бумага, пигменты, работа резчиков печатных матриц и собственно печатников. Жертвования не могут дать постоянный источник доходов, поэтому монастыри старались обзаводится собственными землями. Земли им обычно жертвовали прихожане, часто для последних это был своеобразный способ оптимизации налогов.
Конечно, не обходилось без злоупотреблений, стяжательства, жестокости. Как и обычно в сфере людей.
Так что даже с крепостной зависимостью от монастыря, как это было в Монголии, положение арата было в среднем лучше, чем у его собрата, находившегося в юрисдикции светской власти. В Тибете же крепостного права не было. Монастыри владели землями, но не людьми.
Reply
Монастыри владели землями... А люди умирали от голода.
Я не пойму, почему монастырям любой религии так важны земли, здания, собственность, золото... вроде должны думать о нематериальном?
Reply
Конечно, не обходилось без злоупотреблений, стяжательства, жестокости. Как и обычно в сфере людей.
Reply
Я когда-то увлекалась буддизмом и о мне в свое время на том этапе помогал. Потом потребовался новый этап )
Reply
Leave a comment