Пишут, что хотят уволить Гонтареву. Я тоже много ее критиковал, как мне кажется - по делу. Но скажу парадоксальную вещь - отставка Гонтаревой, по смысловому наполнению - не более, чем отставка Яремы.
Отток капитала в четвертом квартале 2014 года из Украины составил около 6 млрд. долларов США. Для сравнения - остаток золотовалютных резервов - тоже около 6 млрд. долларов США, причем львиная доля из них - в ценных бумагах. Бумагах, да.
На руках у населения Украины находится валюты, по разным оценкам, от 60 до 100 млрд. долларов США. В банках совокупно на валютных счетах - порядка 5 миллиардов долларов.
Если перевести это на обыкновенный язык, то получается, что бизнес и население не готовы вкладывать в свою страну. Причина одна - тотальное недоверие к государственным и банковским институтам.
Деньги, их движение, приток и отток - это вопрос доверия. Есть разные типы устройства государств, по-разному могут быть устроены финансовые институты - но если нет доверия, ничего не работает. Пациент умрет, даже с очень красивым макияжем.
Задумайтесь о феномене волонтеров. Люди готовы переводить деньги на счета других людей, но не готовы нести деньги в банк. Общество самоорганизовалось в данном случае по верному образцу - есть доверие к волонтерам как к явлению, видны результаты их деятельности. Конечно, как и в каждой социальной системе, здесь также есть исключения, но они ничтожно малы на фоне нормального функционирования добровольцев.
Гонтареву нужно увольнять не потому, что она не справилась в крайне сложных условиях. Она видела, что объем торгов в 100 млн. долларов определяет спекулятивный курс для огромной валютной массы и находила такую ситуацию нормальной. А держатели денег нет. Мало того, действия регулятора всячески повышали уровень недоверия к финансовой системе государства. Результаты налицо.
Не в одной Гонтаревой ведь дело. Дело в том, что политическую волю к преобразованиям заместили пиар-акциями, пропагандой и подковерной борьбой. А результатов нет. Совершенно не ясно, сколько времени нужно, чтобы министр экономики представил программу действий. Пускай скажет, какие обозримые цели он ставит перед собой, кроме написания программы реформ. Что министр финансов делает для предотвращения оттока капитала? Для привлечения на рынок внутреннего инвестора? Чем занимается правительство в целом, кроме трудоустройства многочисленных сотрудников инвестиционных компаний? И есть ли план. Небольшой, неамбициозный, но выполнимый.
Если план правительства состоит в том, чтобы МВФ дал денег, то и он плохо выполняется. Решение откладывается, как и переговоры о крайне необходимой реструктуризации. Это тоже свидетельство недоверия.
Могут возразить - ведь страна воюет, значит доверяет государственным институтам. Так, воюет. Но она воюет за ту Украину, которая доверяет волонтерам, а не чиновникам. За свою Родину.
Самое плохое в бизнесе - это не отсутствие денег. Это невозможность капитализировать свое честное слово. Когда мы оцениваем работу чиновников, давайте смотреть не на новые планшеты у полицейских и команду варягов-реформаторов, а на возможность государства говорить веско. Так, чтобы этим словам верило и население, и банкиры с инвесторами, и МВФ. Тогда работу можно принимать. Пока что, к сожалению, принимать нечего.
Это не пост про все пропало. Это пост о том, что маневры НБУ были на виду уже полгода. Неясная деятельность правительства тоже наблюдается не первый день. И такие отставки не поменяют ничего. Нужно прямо поставить вопрос об эффективности и честно дать ответ. Критерии ведь просты донельзя. И не бояться принимать непопулярные решения, если мы не хотим, чтобы "русская весна" начала побеждать еще и в 2015-м.
(с)
Ігор Татарчук