Коррупция непобедима, если она тотальна.
"Это первый принцип госаппарата - ни в коем случае нельзя иметь низкооплачиваемых чиновников". Эта цитата из сегодняшнего интервью бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили - точный диагноз успеха той борьбы с коррупцией, которая сегодня начинается в Украине. Депутаты бегают к трибуне, требуют создания Антикоррупционного бюро, создают конкурсную комиссию, которая должна избрать его руководителя - и одновременно! - одновременно! - сохраняют себе и правительственным чиновникам мизерные зарплаты.
А это означает только одно - самым коррумпированным и политически используемым органом в стране - помимо Генеральной прокуратуры, разумеется - будет Антикоррупционное бюро. Коррупцию можно победить, когда чиновники ценят свое нахождение на госслужбе из-за высоких зарплат, достойного пенсионного обеспечения, социальных льгот и уважения сограждан. Но когда люди соглашаются идти работать на нищенскую зарплату и знают, что будут получать копеечные пенсии - значит, они нанимаются воровать. Ну, или "помогать", "содействовать", "находить возможность".
"Человек, который работает на зарплату, на которую нельзя жить, - этот чиновник по определению должен уволиться. Это первый принцип - человек с зарплатой меньше реального прожиточного минимума, меньше среднего достатка, который позволяет ему более-менее приличную жизнь вести вместе с семьей, должен немедленно увольняться" - это, кстати, тоже Саакашвили. Но никто ведь не увольняется, правда? А зачем? Коррупция непобедима, если она тотальна.
И сотрудники Антикоррупционного бюро, которые будут получать такие же копейки, как и те, кого они собираются вылавливать, станут такой же частью прогнившей системы, как и все остальные. Или им не нужно кормить семью? Или они не должны думать о будущем своих детей? Это же не роботы, дорогие мои. Ну да, появятся пару нищих идеалистов, на них состряпают компромат, вызовут пару раз к прокурору - и поминай как звали! А бороться с коррупцией останется только тот, кто будет частью системы. Ну, или главой Антикоррупционного бюро нужно назначить Пинчука, а членами - Коломойского, Ахметова и Ярославского - разумеется, предварительно предложив им отказаться от собственности и запретив заниматься бизнесом на протяжении 15 лет по сложении полномочий. Только вряд ли они согласятся.
Еще одним важным моментом в интервью бывшего грузинского президента является напоминание, что главный принцип любой реформаторской власти - никакого кумовства и никакой клановости. Может быть, нам удалось избавиться от этой болезни? Очень сомневаюсь. Клановость и личная преданность - до сих пор главное условие попадания во власть и причина неудач кадровой политики последнего года. И я даже не буду приводить примеров, они у всех на слуху. И еще у нас принято гордиться своими детьми. И родственниками. И кумовьями. И радоваться их самостоятельным успехам - хотя лучшая услуга, которую они оказали бы гордящимся - ушли из политики и даже из большого бизнеса так далеко, что мы о них и не вспомнили бы.
Поэтому могу с полной уверенностью сказать: да, мы можем провести экономические изменения. Но борьбу с коррупцией при сохранении слоя "нищих" чиновников и депутатов мы проиграем - уже проиграли. Потому что все делаем наоборот - при полном одобрении тех наших сограждан, кто хочет, чтобы было "как в Грузии", но только немножечко не так. А значит, мы будем страной, в которой у граждан появится больше шансов - но бедной, неприкаянной и неизлечимо циничной. Если, конечно, не изменимся сами. И если наши граждане вместо того, чтобы требовать понизить зарплаты чиновникам, а потом таскать им конверты - будут требовать повышения доходов тех, кто принимает решения - и откажутся давать им взятки.
А такой запрос не сформирует никакое Антикоррупционное бюро.
(с)
Виталий Портников