Картина художника начала XX века.
Бартоломеу Лоренсо де Гусмао (Гужмау) (1685, Сантуш, Сан - Пауло, колония Бразилия, Португалия - умер 18 ноября 1724 года в Толедо, Испания) - бразильский и португальский священник и учёный, священнослужитель и естествоиспытатель, один из пионеров конструирования летательных аппаратов легче воздуха..
Был крещён 19 декабря 1685 года, четвёртый из 12 детей его родителей, Франсишку Лоренсу и Марии Альвареш. Его брат Александр возвысился до звания секретаря португальского короля Жуана V и был известен тем, что способствовал расширению границ португальской колонии в Бразилии на запад.
Бартоломеу обучался в Вифлеемской семинарии в Кашуэйра, где ещё отроком представил проект водопровода, одобренный епархиальным начальством. В марте 1707 года он получил патент на изобретение водопровода, выданный королём Жуаном V, это был первый патент, выданный бразильцу. Гусмао вступил в Общество Иисуса в Бахай в возрасте примерно 15 лет. Он отправился в Португалию и нашёл себе покровителя в лице Маркиза де Абрантиша (Abrantes). Продолжил своё обучение в Университете Коимбры, уделяя особое внимание филологии и математике, получил степени доктора теологии в 1708 году (по каноническому праву), тогда же рукоположен в священники.
Он отличался необыкновенной памятью и большой способностью к языкам.
Времена, в которые ему довелось жить были далеко не самыми лучшими для его родины. Португалия в XVIII веке находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе. Годы расцвета, характерные для начала эпохи первоначального накопления капитана, когда она претендовала на ведущую роль в мире, прошли безвозвратно. С начала XVIII века Португалия попала в руки молодой и хищной Владычицы морей - Англии. По Менуэнскому договору 1703 года страна превратилась в полуколониальный аграрный придаток Англии. Однако великодержавные традиции не были забыты. Португалия обладала большой колонией - Бразилией. Мечты о восстановлении былого могущества не исчезли, хотя и были обречены на неудачу.
К этому периоду относится попытка Бартоломео Лоренсо де Гусмао дать Португалии мощный воздушный флот. В докладной записке на имя короля Жуана V, поданной в 1709 году, он сообщал, что изобрел воздухоплавательный аппарат, который летает при сжигании каких-то горючих материалов, и детально описывал возможности применения этого аппарата в военной и мирной обстановке. К своему письму Гусмао приложил чертёж воздухоплавательного аппарата. Развивая идеи Франческо Лана де Терзи, Гусмао предлагал полёты на высоте на воздухоплавательных аппаратах в виде лодки, покрытых тентом подобно транспортному вагону (аналог паруса). Аппарат по мысли Гусмао должен был быть снабжён трубками, через которые при отсутствии ветра, подавался бы воздух в парус посредством мехов, тем самым поддерживая его в воздухе. Судно приводилось в движение магнитами, встроенными в два полых металлических шара.
При этом Лоренсо де Гусмао ярко проявил себя в качестве активного и дальновидного деятеля эпохи первоначального накопления. По его мнению, воздушные корабли будут содействовать административной и экономической связи с колониями, помогать войскам и населению во время осадной войны. Де Гусмао особенно подчеркивал, что «купцы смогут отправлять векселя и капиталы в осажденные места или получать их». Кроме того, воздушные корабли послужат средством для дальних экспедиций, даже таких, как арктические.
Проект воздушного корабля Passarola, разработанный Гужмау.
Бартоломео де Гусмао также приписывается изобретение и создание небольшой модели воздушного шара. До сих пор неясно, изобретал ли он его, или же это открытие принадлежит другому человеку - его тезке Гусмао, жившему немного позднее.Так или иначе, но существует свидетельство, что 8 августа 1709 года в посольской гостиной отеля «Каса да Индия» (Лиссабон) в присутствии короля Иоанна V Португальского, королевы Марии Анны, папского нунция, кардинала Конти, принцев крови, знати и придворных, некий Гусмао запустил в воздух первую летающую модель воздушного шара. Воздухоплавательный аппарат представлял собой небольшую бумажную оболочку, наполненную воздухом, нагретым при сгорании «горючего материала, содержащегося в глиняном горшке». 'Этот шар якобы поднялся на значительную высоту, прямо к потолку, после чего был уничтожен слугами, опасавшимися возгорания драпировок.
Буржуа, живший в XVIII веке, а вслед за ним историки Жерар и Ле-Корню полагали, что реальный опыт взлета воздушного шара все же был произведен через 25 лет другим лицом, физиком Гусмао, однофамильцем иезуита, перед тем же королем Иоанном V в 1736 году. По словам этих авторов, физик Гусмао поднялся в воздух в ивовой корзине, покрытой бумагой. Корзина была продолговатой и имела 2 м в диаметре. Гусмао поднялся до высоты Лиссабонской башни, достигнув 65 м. С тех пор Гусмао звали всю жизнь «летающий человек».
Как бы то ни было, известно, что король поощрил изобретателя, сделав его профессором Коимбры и сделав каноником. Он также был одним из 50 членов королевской исторической академии, основанной в 1720 году и в 1722 стал капелланом Двора.
Гусмао посвящал себя и другим исследованиям, но между делом занимался и дальнейшими опытами в воздухоплавании, идеи о которых ему пришли в времена послушничества в Бахай. Его эксперименты с аэропланом и баллоном с горячим воздухом привели его к мысли об использовании треугольной пирамиды в аэробусе, но он умер до того, как смог воплотить в жизнь свой проект.
Есть мнение, что Португальская инквизиция запретила ему продолжать его воздухоплавательные эксперименты и преследовала его за них, но это предположительно поздние домыслы. Они основаны на (как минимум конца 18 века) на следующей статье из лондонской Daily Universal Register (позднее известной как Times) от 20 октября 1786 года.
«Из источников в Лиссабоне мы уверены что вследствие экспериментов, проведённых с баллононом Монгольфье, корреспонденты из Португалии провели исследование объекта (вопроса), кое привело их к уверенности в том, что честь открытия принадлежит Португалии. Они утверждают, что в 1720 году бразильский иезуит по имени Бартоломео Гусмао, наделённый способностями, воображением и ловкостью, с позволения Жуана V, смастерил баллон в месте, прилегающем к Королевскому Дворцу, и однажды в присутствии Их величеств и огромной толпы зрителей, поднял самого себя посредством огня, горевшего в машине до высоты карниза здания, но вследствие небрежности и недостатка опыта тех, кто держал шнуры, аппарат отклонился в сторону, и коснувшись карниза, взорвался и упал. Шар имел форму птицы с хвостом и крыльями. Исследователь предполагал провести новые эксперименты, но, огорчённый насмешками близких людей, называвших его колдуном и терроризируемый Инквизицией, он послушавшись своих друзей, сжёг все манускрипты, и переодевшись бежал в Испанию, где вскоре умер в госпитале. Они добавляют что несколько учёных людей, французов и англичан, бывших в Лиссабоне, подтвердили факт, проведя исследования в Кармелитском монастыре, где у Гусмао был брат, сохранивший несколько манускриптов, содержавших описание конструкций аеростатических машин. Различные люди утверждали что они присутствовали при эксперименте иезуита и что ему дали прозвище - Voador или Летающий человек».
Современные документы свидетельствуют о несостоятельности версии о преследовании Инквизицией Гусмао.
Построенный в 1936 году аэропорт Рио-де-Жанейро был назван именем Гусмана, однако в 1941 году он стал военной базой и был переименован Base Aérea de Santa Cruz.
В честь изобретателя называется современный аэропорт Пелотас штата Риу-Гранди-ду-Сул.
Составлено по:
http://pochemuha.ru/flot-gusmao https://en.wikipedia.org/wiki/Bartolomeu_de_Gusm%C3%A3o https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83_%D0%B4%D0%B5_%D0%93%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%83