Маленькая ремарка от меня: да, формально Хосе де Сан-Мартин был масоном, революционером и мятежником против законного короля Испании. Но, скажем так, это был нетипичный масон, нетипичный революционер. В отличие от других масонов-революционеров он никогда не выступал против Католической Церкви, всячески подчёркивал своё уважительное отношение к религии. Свою Андскую армию, сформированную для освобождения Чили от испанцев он отдал под покровительство Пресвятой Девы, вложил свой жезл в руку чудотворной статуи
Пресвятой Девы Кармельской. А во время битвы с Андской армии роялистами при Маипу 5 апреля 1818 года генерал Сан - Мартин подбодрял своих солдат и офицеров кличем «Наша покровительница, Преблагословенная Дева Кармельская дарует нам победу, и мы возведём здесь в Её честь церковь в память о нашем триумфе!». В этом плане Хосе де Сан-Мартин выгодно отличался от своего великого современника и тоже масона Симона Боливара, именовавшего Католическую Церковь "верной служанкой деспотизма", а на пике своей славы впавшего в поистине сатанинскую гордыню (см. "
Моё видение на вершине Чамборасо") (впрочем на смертном ложе Боливар раскаялся и умер добрым католиком, но это другая история). И радикальным противником монархии Сан-Мартина тоже нельзя назвать. В качестве компромиссного варианта будущего государственного устройства латиноамериканских стран он одно время предлагал конституционные монархии во главе европейскими принцами, с единственным условием полной независимости от любой европейской страны.
Ну в общем такой неправильный был масон Сан-Мартин, что его после смерти торжественно похоронили в главном соборе Буэнос-Айреса, католики - аргентинцы почитали и почитают его почти как святого, а тамошние клерикальные авторы яростно пытаются доказать, что ложа "Лаутаро", в которой состоял Сан-Мартин была вовсе не масонской, а парамасонской, т.е. использовавшей масонские ритуалы, но по духу и по идеологии таковой не являвшейся.
А теперь сама биография великого аргентинца.
Генерал Хосе Франсиско дe Сан Maртин родился 25 февраля 1778 в местечке Япеуи, в провинции Корриентес, Аргентина. Умер 17 августа 1850 в Булонь-Сюр-Мер (Boulougne-sur Меr), Франция.
Его родители были испанцы. Отец - Дон Хуан де Сан Мартин - профессиональный военный. В 1784 году семья де Сан Мартин переехала в Испанию, где Хосе учился в семинарии в Мадриде, которую оставил в 1789 году и поступил в кадеты. Сан Мартин служил в армии Испании (Мурсийский полк) и участвовал в войнах против Голландии (1791) и Британии (1798). Во время последней, он попал в плен к англичанам и провел там более года. После вторжения войск Наполеона в Испанию воевал с французами и стал подполковником.
Началом освободительного движения в Аргентине (вице-королевство Рио-де-ла-Плата) можно считать учреждение в 1810 году Временной правительственной хунты во главе с К. Сааведрой. Однако ее попытки создать единое государство оказывались неудачными. Недавно единое вице-королевство распадалось… Терпели поражения войска Бельграно в Парагвае, в Уругвае против военных отрядов хунты боролись отряды Артигаса.
Противоречия, раздоры, разногласия по поводу создания будущего государства - как унитарного или же конфедерации, попытки роялистов (сторонников короля Испании) восстановить свою власть и попытки португальцев, занять освобождающиеся от испанского владычества провинции, затрудняли обретение независимости и всеми вместе, и порознь.
Сан Мартин в 1811 году решил уйти со службы в испанской армии и после встречи в Лондоне с революционно настроенными соотечественниками отправился в Буэнос-Айрес. По прибытии он был почти немедленно взят на службу революционным режимом. Его военный опыт был ценным активом для революционеров в Южной Америке.
В марте 1812 года он получил задание создать вооруженные силы, которые могли бы бороться с испанскими роялистами в Перу, войска которых угрожали новообразованной Аргентине. Он получил в свой полк триста новобранцев и методично занимался их обучением. Сан Мартин установил наказания за трусость на поле боя, за безразличие к чести защиты полка, за мошенничество, за оставление товарища в беде, за азартные игры с недостойными людьми, за посягательство на женщину, за пьянство... На ежемесячных общих собраниях обсуждали нарушения воинской дисциплины и за самые тяжелые проступки исключали из отряда.
И в том же году Сан Мартин женился на Марие де Лос Ремедиос Эскалада - девушке из благородного и зажиточного аристократического семейства Невесте было немногим больше пятнадцати лет. Братья ее записались в полк Сан Мартина.
Сан Мартин получил первое «боевое» крещение и одержал первую победу в кампании против вице-короля Вигоде 13 января 1813 года. Отряд из сотни с небольшим гренадеров Сан Мартина смог отразить наступление значительно превышавшего их по численности морского десанта испанцев. Аргентинцы потеряли пятнадцать человек, испанцы - сорок.
Первая победа воодушевляла.
Сан Мартин принял участие в создании нескольких патриотических обществ и ложи "Лаутаро", созданной по типу масонских лож. Вступавшие подписывались под масонским лозунгом "Единство, Вера, Победа", называли друг друга "брат", проводили тайные встречи. Один из идеологических постулатов членов ложи был таким:
"Законным правительством страны является только то, которое избрано в результате свободного волеизъявления народа. Никакое другое правительство ты признавать не должен. Республиканская система управления государством больше всего подходит странам Южной Америки. Ты должен приложить все свои усилия для того, чтобы люди приняли ее".
Члены ложи и гвардейцы Сан Мартина приняли участие в заговоре против триумвирата правителей Аргентины, которые противились проведению радикальных антииспанских и демократических преобразований. Радикальные сторонники независимости одержали верх и вскоре Сан Мартин возглавил вооруженные силы Аргентины. Однако он недолго пробыл в столице.
Ему пришлось самому возглавить армию из нескольких тысяч плохо экипированных, полуобученных солдат и отправиться на спасение терпяшей неудачи на севере страны армии генерала Бельграно. Поход занял больше месяца. Прибыв на место и встретив остатки разбитых частей Сан Мартин отказался от мыслей немедленно атаковать испанцев. Он укрепил лагерь и занялся наведением дисциплины и обучением солдат и фоицеров.
Он решил опереться на поддержку местных жителей, точнее на их антииспанский настрой. Сторонников испанской короны среди местного населения было немного, ведь испанцы жестоко расправлялись со всеми, кто выказывал непокорность. Индейские поселения подвергались разграблению испанцами, пленных продавали в рабство, а головы повстанцев насаживали на колья вдоль дорог. Сан Мартин сумел наладить контакты с местными партизанами и договориться о взаимодействии с ними, а также заручиться поддержкой церкви. Вскоре северная линия обороны была воссоздана.
Сан Мартин считал, что необходимо покончить и с испанским господством в Чили, однако прямое нападение на них было бы обречено на неудачу. . И он выбрал другую стратегию освобождения. Сказавшись недостаточно здоровым, он занял должность губернатора аргентинской провинции Куйо, где с участием чилийских эмигрантов занялся созданием армии, вошедшей в историю Латинской Америки как Армия Анд.
Он много занимался управлением провинцией - увеличил налоги на богатых, налогоплательщиком стала и церковь, конфискации подлежала собственность землевладельцев, живущих за границей. Он мог наказать крестьянку, плохо отозвавшуюся о своей стране, и офицера, проигравшегося в карты.
И самое главное - он набирал рекрутов. Офицерами становились молодые люди из хороших местных семейств, пастухи-гаучо вступали в кавалерию, освобожденные рабы (среди которых было немало чернокожих) - в пехоту. Несколько подразделений было сформировано из чилийских беженцев.
Он создал "Regimiento de Granaderos a Caballo" - образцовую боевую единицу, которая стала военной академией для офицеров и солдат. Из этого полка появилось множество блестящих агрессивных командующих конницей, подобных которым Южная Америка не видела ни прежде, ни теперь. "Армия Анд", численностью 4000 бойцов, превосходила в обучении, дисциплине, морали и оснащении любые воинские подразделения в Южной Америке. Основой армии Сан Мартина были преимущественно аргентинцы, менее одной десятой были чилийцами, все они воевали под руководством офицеров Аргентины.
Армия Анд (впрочем, так ее назвали чуть позже) должна была совершить переход через горные вершины Анд - с конницей, артиллерией, боеприпасами и напасть на испанцев там, где они не ждут нападения.
Сан Мартин, проклятый испанскими властями как еретик, сторонников которого называли "посланниками сатаны, исчадиями ада" предложил местному духовенству читать патриотические проповеди и обещал земные наказания для тех, кто усомнится "в священном деле нашего политического возрождения". Он рассылал своих агентов в Чили, которые распространяли слухи о вторжении войск Сан Мартина на южных границах. Он встретился с полусотней индейских вождей и они подписали договор о союзе. И, конечно, Сан Мартин занимался подготовкой к переходу - провиантом, подковами для лошадей, дровами для костров, устройствами для переправы орудий через расщелины, снарядами и амуницией.
Воинское мастерство Сан Мартина было настолько высоко, что даже в конце ХIХ века преподаватели прусского военного колледжа использовали переход армии Сан-Мартина через Анды как пример при обучении планированию военных операций.
В середине января армия Сан Мартина отправилась в путь. Его отряд состоит из примерно 4 000 пехотинцев и 1200 кавалеристов, они ведут несколько тысяч верховых и грузовых мулов, полторы тысячи боевых лошадей и скот, предназначенный для забоя и употребления в пищу, а также орудия, снаряды, порох,, пули - все, что потребуется для предстоящих сражений.
Переход армии Сан-Мартина через Анды.
Путь в 150 миль, включавший преодоление нескольких горных заснеженных хребтов, которые возвышались до высоты 21 000 фута, переправы через горные реки, ущелья, при температуре воздуха опускавшейся ниже нуля, занял около месяца. Потери были - несколько десятков солдат, больше половины лошадей и мулов погибли. Но армия была готова к бою.
На рассвете 12 февраля, когда еще не все солдаты успели спуститься с перевала, не передохнув, армия Сан Мартина вступила в районе ранчо Чакабуко в бой, который длился больше десяти часов и завершился полным разгромом испанских войск.
Сан Maртин посылает в Буэнос-Айрес лаконичное официальное сообщение:
"… пересекли самую высокую горную цепь в мире; свергли тиранию и дали свободу Чили".
После вступления Армии Анд в чилийскую столицу Сантъяго 17 февраля, ее граждане единодушно выбирают Сан Мартина новым главой государства. Однако его собственное решение, так же как инструкции, полученные из Буэнос-Айреса - иные. Сан Мартин передает диктаторские полномочия генералу О’Хиггинсу, а сам продолжает подготовку к освобождению теперь уже Перу.
Под руководством Сан Мартина с помощью аргентинских офицеров возрождается чилийская армия и под командованием Сан Мартина к началу 1818 года насчитывает уже 6600 человек (правда около половины из них не имеют боевого опыта).
Роялисты посылают против них экспедиционные силы численностью 3400 человек во главе с
генералом Осорио, одним из их самых опытных командующих, большинство солдат и офицеров которого - испанские ветераны Наполеоновских войн, а также частично перуанцы.
Происходит несколько кровопролитных сражений, и Сан Мартин одерживает победы.
Стремясь избежать использования военной силы, Сан Мартин пробует вести переговоры с роялистами в надежде, что они примут мирное урегулирование конфликта. Он предлагает преобразовать Перу в независимую монархию. Переговоры ни к чему ни приводят.
Использование военной силы было теперь неизбежно, но вместо того, чтобы идти на противника по суше, он использует флот. Союзническая армия, возглавляемая Сан Мартином, опять совершает неожиданный маневр - переправляется на судах чилийского флота к Заливу Паракас, к югу от Лимы (столица Перу).
В июле 1821 года Сан Мартин освобождает большую часть Перу и вступает в Лиму; Город Королей Перу был объявлен независимым. Сан Мартин получает почетный титул «Защитника» нового государства (Protector).
В это же время войска, ведущие наступление в эквадорских Андах во главе с Симоном Боливаром, Освободителем Северной Америки, встретив жестокое сопротивление, останавливаются. По просьбе Боливара Сан Мартин направляет смешанное чилийско-аргентинское подразделение, которое одерживает несколько побед и дает возможность армии Боливара двигаться дальше.
Однако в освобожденном Перу побеждены не все сторонники испанского владычества. Они оказываются способны собрать армию численностью около 20 000 человек. Армия Сан Мартина имеет намного меньше - около 5000 бойцов, (приблизительно 1200 человек из Аргентины, 100 - из Чили, остальные - из Перу). Однако перуанцы не воспринимают идею независимости Перу с таким же энтузиазмом как аргентинцы, чилийцы или венесуэльцы; фактически большинство из них остаются лояльными к испанской короне.
Объединенные области Ла-Платы (Аргентина), разорванные на куски гражданскими войнами, неспособны помочь. Чили, материально истощенная, также не может послать никакой помощи.
Встреча Боливара и Сан-Мартина в Гуаякиле.
26 июля 1822 года Сан Мартин встречается с Боливаром в Гуаякиле. Теперь его очередь просить помощи. Однако Боливар, ссылается на необходимость получить согласие Великого колумбийского Конгресса и от оказания помощи уклоняется. Большая часть из того, что произошло на встрече между этими двумя великими полководцами, покрыто тайной.
Сан Maртин благородно предлагает служить под командованием Боливара, но это предложение отклонено. Причина, по мнению ряда историков в том, что честолюбивый венесуэлец не мог допустить появления фигуры Сан Мартина рядом с собой. Ради сохранения независимости Перу и Чили, Сан Мартин складывает свои полномочия перед перуанским конгрессом 20 сентября 1822 года:
"Когда я возвращаю регалии Верховного правителя Перу, то следую велению долга и зову моего сердца... Сегодня, отказываясь от власти, я молю Всевышнего о мудрости, просвещенности и осторожности, которая необходима для счастья тех, кем вы будете править. С этого момента учреждается Суверенный конгресс и народ обретает власть во всех ее проявлениях".
Он уезжает в Чили, там получает известие о смерти жены (ей было 26 лет). И возвращается в Буэнос-Айрес.
Аргентину раздирают конфликты между руководителями провинций и различных политических сил. Сан-Мартин уезжает в Европу вместе с дочерью и братом, но в конце 1828 года возвращается. Однако Сан Мартин не хочет участвовать во внутренних конфликтах ни на чьей стороне и кончательно, теперь уже навсегда покидает страну.
Он уезжает в Европу вместе с дочерью Мерседес, для воспитания которой формулирует 11 правил:
1. Воспитать ее доброй и человечной, чуткой даже по отношению к безобидным насекомым. Стерн* однажды сказал мухе, открывая ей откно:"Улетай, бедное существо, мир достаточно велик для нас обоих".
2. Воспитать в ней любовь к правде и ненависть ко лжи.
3. Внушить ей уверенность в свои силы и дружелюбное, но всегда уважительное отношение к окружающим.
4. Поощрять в ней милосердие к бедным.
5. Уважать чужую собственность.
6. Научить ее хранить секреты.
7. Воспитать в ней чувство уважения ко всем религиям.
8. Воспитать мягкость в отношении к слугам, бедным и старикам.
9. Приучить говорить мало и только по делу.
10. Приучить ее вести себя спокойно и серьезно за столом.
11. Научить ее любить чистоту и порядок и презирать роскошь.
В 1829 году он теперь уже навсегда отправляется в Европу и живет во Франции. В добровольно обретенном изгнании он разделяет свои последние годы с дочерью и ее детьми (Мерседес вышла замуж за навещавшего Сан Мартина аргентинского генерала Балькарсе).
Перед смертью 17 августа 1850 года в Булонь Сюр Мер он завещал, чтобы его сердце было похоронено в Буэнос-Айресе.
Он был похоронен в Соборе Нотр Дам в Булони, а позже его останки были перезахоронены в городском соборе Буэнос-Айреса.
Гробница генерала Хосе де Сан-Мартина в главном соборе Буэнос-Айреса.
Сан-Мартин помог добиться независимости трем государствам, и он отказывался от верховной власти, предоставляя аргентинцам, перуанцам и чилийцам самим решать свою судьбу. Он отказывался участвовать в гражданских войнах, считая главным делом - войну за независимость стран континента.
Сухие слова биографии не показывают ни его величия, ни уважения, которое испытывают к нему латиноамериканцы.
Это уважение - в воздвигнутых ему памятниках и в том, что его портрет помещают на банкнотах и почтовых марках.
Это уважение - в том, что в Аргентине его называют Отцом нации, в Перу и Чили - Освободителем и Защитником.
Сан-Мартин вошел в историю не только как один из наиболее блестящих генералов испано-американских войн за независимость, но и
как антитеза честолюбивым, жестоким, преисполненных духом карьеризма диктаторам, который властвовали во многих странах латиноамериканского мира вплоть до конца 20-го столетия.
Отсюда.
Памятники Хосе де Сан-Мартину:
1. В столице Чили Сантъяго:
2. В столице Перу Лиме, на площади, носящей имя генерала:
3. В столице Аргентины Буэнос-Айресе, на
площади, носящей имя генерала: