Педро Сантана и Фамилиас, маркиз де Лас Каррерас, вернувший Доминикану под власть испанской короны.

Sep 20, 2014 18:44




Педро Сантана Фамилиас (Pedro Santana Familias Pedro Santana y Familias, 1st Marquis de las Carreras) видный государственный деятель Доминиканской Республики, её первый, четвёртый и восьмой президент, а также первый генерал-губернатор Санто-Доминго в кратковременный период воссоединения Доминиканы с Испанским королевством.

Главной (но, мягко говоря спорной с точки зрения доминиканцев) заслугой Сантаны как государственного деятеля явилось возвращение в лоно матери - Испании Доминиканы, одного из утерянных в результате войн за независимость владений испанской короны в Новом Свете, и что особенно символично - острова (частично), где некогда конкистадоры основали самая первую в Новом Свете испанскую колонию Эспаньола (Новая Испания). Там по сути дела и зародилась Испанская колониальная империя. И воссоединение Доминиканы с метрополией было маленьким и непродолжительным ренессансом этой самой Империи.



Педро Сантана и Фамилиас родился 29 июня 1801 года в семье богатых плантаторов в приграничной зоне в городе Энш (Hinche). Cейчас этот городок находится в государстве Гаити, а во времена Сантаны он был частью испанской колонии Санто - Доминго и являлся третьим по величине поселением с населением 12000 жителей (по переписи 1785 года). Отц - Педро Сантана, мать - Петрония Фамилиас. Около 1805 года семья переехала сначала в Сибао, затем в Санта-Крус-де-эль-Сейбо на востоке страны, где подросший и возмужавший Сантана как и его отец землевладельцем и скотопромышленником.

Если посмотреть на его сохранившиеся портреты, то не возникает сомнений, что в его жилах текла кровь не только белых креолов, но индейцев и негров. И в его характере соединились худшие и лучшие черты всех трёх рас. Грубый, жестокий, неотёсанный деспот, в то же время бесстрашный воин и неплохой политик, но никудышный экономист.



Отец-основатель Доминиканы - Хуан Пабло Дуарте.

По предложению своего брата полковника Рамона Сантаны был представлен Хуану Пабло Дуарте и присоединился к движению за независимость Доминиканской республики. Тут стоит отметить одну важную деталь - в отличие от других антиколониальных движений в Латинской Америке начала 19 века, доминиканским борцам за независимость страны пришлось выдержать основную тяжесть боёв отнюдь не с испанскими колонизаторами, а с соседями - гаитянами. Это немаловажное обстоятельство во многом повлияло на политическое решение Сантаны, принятое им в конце жизни - передать свою страну под протекторат Испании. Вспомним из истории, что взбунтовавшиеся в конце 18 и начале 19 века черномазые гаитянские рабы, не только перерезали всех своих белых французских господ, но и обретя независимость, захватили и часть острова, принадлежавшую некогда испанцам и населённую в основном белыми креолами и мулатами. Разумеется, не спросив добрых, спокойных и благочестивых доминиканцев, хотят ли они жить в одной стране со взбесившимися дикарями и язычниками.

Сантана быстро стал одной из самых влиятельных фигур движения. 16 января 1844 года был среди подписавших Манифест Независимости. 27 февраля Сантана отправился в Санто-Доминго, где он заручился поддержкой французского консула. В тот же день была объявлена независимость Доминиканской Республики от Гаити. 7 марта президент Центральной хунты Томас Бобадилья-и-Брионес назначил Сантану главнокомандующим силами на южной границе. В конце мая между Бобадильей и Хуаном Пабло Дуарте развязалась борьба, в результате которой Бобадилья был смещён со своего поста, а Сантана отправлен в отставку. Однако он вместе со своими войсками переместился в Санто-Доминго, где 16 июля сам себя провозгласил себя любимого президентом центральной хунты и главой Республики. 13 ноября 1844 года Педро Сантана был провозглашён первым конституционным президентом Доминиканской Республики.

После прихода к власти у Сантаны довольно быстро обнаружились диктаторские замашки. Он совершенно не желал делить к кем - либо ещё лавры Освободителя и отца нации и развернул жестокий террор против своих недавних соратников по борьбе.

В августе 1844 года он выслал из страны архитекторов её независимости во главе с Дуарте, фактически разгромив революционную организацию La Trinitaria, основанную Дуарте, и остался наиболее весомой политической фигурой. Сантана настаивал на том, чтобы в конституцию была внесена статья 210, дающая в военное время президенту страны издавать любые указы и не нести за них никакую ответственность. 27 февраля 1845 года, в первую годовщину независимости, он отдал приказ аресте героев доминиканской войны за независимость - Андреса Санчеса и Марии Тринидад Санчес, брата и тёти бывшего председателя правительства Франсиско Санчеса, а также Хосе дель Кармен Фигейроа, по обвинению в заговоре против правительства. Мария Тринидад Санчес была автором национального флага. Все троих подвергли жесточайшим пыткам, требуя от них признания в подготовке мятежа и выдачи своих якобы сообщников. Вскоре все трое, включая женщину, были по его приказу расстреляны. Мария Тринидад стала первой, но отнюдь не последней мученицей доминиканского освободительного движения.

Практически весь первый срок президентства Сантаны на гаитянской границе, а также на востоке страны шли военные действия.

Предполагалось, что Сантана избран на два четырёхлетних срока, так что он должен править до 1852 года. Однако политический и экономический кризис подорвали авторитет его правительства, и 4 августа 1848 года он ушёл в отставку, указав в качестве причины проблемы со здоровьем. Через четыре дня его преемником стал Мануэль Хименес Гонсалес, но Конгресс потребовал его отставку. 28 мая 1849 года Сантана совершил государственный переворот, отправив Хименеса в отставку, и заняв должность Верховного руководителя республики.

18 июля конгресс присвоил ему титул «Освободителя Нации» за его знаменитую победу при Лас Каррерас, обессмертившую имя Сантаны в памяти соотечественников.

После решающей победы над гаитянами, первостепенной задачей Сантаны была организация выборов, на которых победил Буэнавентура Баес. 23 сентября 1849 года Сантана ушёл в отставку, передав власть Баесу.

На выборах 1853 года Сантана вновь был избран президентом. Его правление мало отличалось от предыдущего и было отмечено деспотизмом и самоволием. С другой стороны, он провёл политическую амнистию, которая позволила многим оппозиционным деятелям вернуться в страну. Амнистия не включала Хуана Пабло Дуарте, жившего в изгнании в Венесуэле. Вообще историки часто ставят в вину Сантане его бестолковую экономическую деятельность, приведшую в конце концов к затяжному экономическому кризису, но однако ж никто из тех же историков не ставит под сомнение то, что он грамотно и щепетильно проводил внешнюю политику, ну и конечно же его мужество на поле брани и талант военачальника.

Ища выхода из тяжёлого экономического положения, политическая элита страны прибегла к характерному для банановых республик образца 19 века (да и не только) политическому трюку - государственные мужи начали усиленно подмазываться к могущественному северному соседу - Соединённым Штатам Америки на предмет установления протектората над Доминиканой или даже вхождения страны в состав США.
Сантана продолжил переговоры с США, начатые его предшественником Баесом, об установлении протектората США над Доминиканской Республикой. И тут в дело вмешалась бывшая метрополия Испания, до этого не проявлявшая к Доминиканской Республике никакого интереса, теперь была заинтересована в оказании влияния на страну, что привело к подписанию нескольких соглашений между двумя странами. В 1856 году испанский консул в Санто-Доминго, Антонио Мария Сеговия, которому было поручено наблюдать за развитием отношений между США и Доминиканской Республикой, предложил испанское гражданство всем гражданам Доминиканской Республики, которые того пожелают. Фактически это означало поддержку доминиканской оппозиции Испанией.

Такой разброд и шатание привели к дипломатическому кризису и ещё более усугубили дипломатический кризис и без того тяжёлое экономическое положение, и Сантана ушёл в отставку 26 мая 1856 года. Его сменил вице-президент Мануэль де Релья Мота.

28 июля 1858 года произошёл очередной государственный переворот, в результате которого Сантана сместил президента Хосе Десидерио Вальверде, находившегося у власти лишь полтора месяца, и сам стал в очередной раз президентом. Страна в это время продолжала находиться в состоянии тяжелейшего экономического кризиса, вызванного предшествовавшими политическими событиями. Экспорт отделочной древесины, основного торгового продукта, был сильно сокращён, и доходы от него уменьшились. Центральное правительство практически не имело собственных ресурсов. Сантана попробовал нормализовать ситуацию, проведя в январе 1859 года президентские выборы, которые он же и выиграл.

В этот период над Доминиканской Республикой вновь навис дамоклов меч в образе гаитянских войск под предводительством императора Фаустина I, готовившихся к вторжению в страну. Но 15 января 1859 года чёрный властелин Фаустин был свергнут в результате революции и бежал из страны. Гаити провозгласила себя республикой и новоизбранный президент Фабр Жеффрар выступил за добрососедские отношения между двумя странами. Однако экономическое положение Доминиканской Республики только ухудшалось, так как Сантана, продолжая монетарную политику своих предшественников, увеличивал денежную массу. Обоснованием этого служила необходимость сопротивления гипотетической агрессии Гаити. Поэтому, несмотря на заявления Жеффрара, Сантана для обоснования своей политики вынужден был искать сближения с Испанией под предлогом защиты от Гаити. Стоит отметить, что Сантана сделал выбор в пользу сближения с бывшей метрополией по причине близкого культурного языкового и ментального родства народов двух стран. В этом смысле Испания была предпочтительней США. Более того, Сантана верил в то, что доминиканская нация сможет выжить и самостоятельно существовать, и противостоять как гаитянской, так и американской экспансии только в союзе со своими иберийскими братьями.



Изабелла II, первая и последняя конституционная королева Испании, дочь несуразного Фердинанда VII, профукавшего Испанскую колониальную империю.

В письме королеве Изабелле II он просил об испанском протекторате или даже об аннексии Доминиканской Республики Испанией. Сантане и его правительству протекторат или аннексия были выгодны, так как предполагали сохранение привилегий и социального положения, и должны были защитить правительство и правящую элиту от недовольства населения. Испания, однако, боялась, что аннексия будет отвергнута населением. Сантана приложил серьёзные усилия к тому, чтобы обеспечить должную политическую поддержку, назначив ответственных за работу в провинциях и выслав противников аннексии из страны. А таковых было немало особенно среди последователей идей отцов - основателей тринитаристов.

18 марта 1861 года было провозглашено о присоединении Доминиканской Республики к Испанскому королевству, что однако не стабилизировало обстановку в стране, а положило началу длительных беспорядков. 28 марта 1862 года он получил от Изабеллы II титул маркиза де Лас Каррерас (наименование титула - в честь его знаменитой победы 1849 года).

Королева Изабелла назначила Педро Сантану генерал-губернатором Санто-Доминго, но 20 июля 1862 года ушёл с этого поста, сообщив о проблемах со здоровьем. Реальной причиной были потеря поддержки и авторитета среди своих соотечественников.

Педро Сантана умер в Санто-Доминго 14 июня 1864 года. Вскоре после его смерти дело рук его пошло прахом. В 1865 году произошло очередное восстание, в этот раз под руководством Грегорио Луперона, и испанцы были изгнаны теперь уже навсегда.

Составлено по:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0,_%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%BE
http://es.wikipedia.org/wiki/Pedro_Santana
http://en.wikipedia.org/wiki/Pedro_Santana

Доминиканская республика

Previous post Next post
Up