Иконография тройного портрета и легитимация власти.

Feb 02, 2014 14:06

Иконография тройного портрета и легитимация власти.

На фоне обсуждения трех головой этрусской статуэтки возникло несколько мыслей которые захотелось зафиксировать.

vs

Начну с очевидного. Несмотря на с ходсто статуэтки снятой в профиль с классическим изображением Маркса-Энгельса-Ленина (МЭЛ) очевидно, что это разные жанры изображения т.к. статуэтка трехмерна, МЭЛ же двухмерен - это картина или барельеф.
Иконография же многоголового (двойного/тройного) портрета правителей/пророков более интересна. Вариант МЭЛ, т.е. три головы в профиль в одну сторону, это выпячивание первого персонажа, в нашем случае Ленина. При этом способе представления, оставшиеся персоны остаются в тени. В более распространенном двойном портрете наиболее частый вариант муж спереди, жена на втором плане. Если же у власти находится триумвират, то это вряд ли вызовет восторг у оставшихся правителей. Этот способ представления как правило отсылает к некой наследственности, которая легитимизует текущую власть.

Второй вариант тройного портрета это несколько равнозначных портретов в фас. Он крайне характерен для саксонских курфюрстов, где несколько братьев часто являлись соправителями.


Один из первых 3х портретов типа МЭЛ зафиксирован на антониане римского императора Караузия 292 года  р.Х.. На реверсе изображена богиня мира, а на аверсе Караузий с Диоклетианом и Максимианом. Караузий в это время был полунезависимым правителем Британии, чем и легко объясняется выбранный способ представления. Также легко объясним быстрый конец Караузия.


Wildwwind.com

В 19 веке портреты типа МЭЛ на монетах и медалях появляются массово:
1. Это новый регент Саксонии при больном курфюрсте. 1831.


2.  Medal 1854. Анти-российский союз в Крымскую войну для внутреннего французского потребления.


3. Medal 1814. Анти-наполеоновский союз для внутреннего английского потребления..


и т.д.

Идеологически же, из мне знакомых монет, тип МЭЛ ближе к монетам исаврийской династии в Византийской империи. На солидах этих правителей все их предшественники и предки фигурировали на реверсе. Так на этом солиде последнего исаврийца: Константина 6-го (780-797) "милые карапузики" на скамейке это императоры Лев 3 Исавр, Константин 5 Копроним и Лев 4 Хазарин. Изображались они правда на троне и в фас.


Республиканский денарий Рима с профилями двух легендарных царей Нумы Помпилия и Анка Марция cходен с МЭЛ композицией и идеалогией. Эти монеты были выбиты в 88 г. до р. Х. при Гае Марции Цензорине , магистратe чеканки монеты римского народа. Он принадлежал к одной из наиболее известных плебейских семей, которая претендовала на происхождение от царей Нумы Помпилия и Анка Марция.


Т.е. велосипед в иконографии МЭЛ изобретен  не был и ничего демонического в ней нет.

на память

Previous post Next post
Up