Малколм Гладвелл - один из самых известных популяризаторов науки в мире. Но это не значит, что он всегда прав, и подтверждением этому является авиакатастрофа на борту самолета Asiana, сообщается в одном корейском блоге. Одна из глав его книги «Гении и аутсайдеры» называется «Этническая теория авиакатастроф», и связывает национальность пилотов с авариями. Гладуэлл утверждает, что авиакатастрофа на борту самолета Korean Air в 1997 году была вызвана, в том числе, иерархичностью, свойственной корейской культуре, и неоднозначностью корейского языка.
Теория состоит в том, что второй пилот и инженер заметили проблему первыми, но не доложили о ней уставшему капитану сразу напрямую, и он этого не заметил, а когда это было сделано, авария была уже неизбежна.
Основные аспекты данного спора
Одним из ключевых пунктов Гладуэлла является то, что корейская культура иерархична, поэтому обыкновенный инженер не склонен напрямую обращаться к капитану или второму пилоту. Но капитан и второй пилот были более чем на 10 лет моложе инженера, а в корейской культуре возраст играет важную роль.
Вдобавок, второй пилот и инженер были ранее пилотами ВВС, и окончили более престижное учебное заведение, чем капитан. Капитан обошел их в ранге только потому, что раньше начал работать в частном секторе, и он бы не пренебрег их мнением.
Что касается неточности корейского языка, хотя он и имеет такую характеристику, в данном случае это не играло значительную роль, так как пилоты 90% времени говорят на английском языке, что свойственно для рабочих технических профессий в Корее. К тому же в некоторые моменты на записях слышно, что второй пилот просто был нерешительнее, чем обычно.
Блоггер пишет о том, что Малколм Гладуэлл просто берет недоказанный факт и искажает его до неузнаваемости.
Утверждения Гладуэлла представляют собой интерес, но при этом не поддерживаются фактами и вызывают спор, который характеризует всю культуру.
Первоисточник:
http://rueconomist.ru/razvenchanie-teorii-malkolma-gladvella-o-svyazi-koreyskoy-kulturyi-i-aviakatastrof/