Человеческий интеллект
Гении становятся ещё умнее. Среди людей с "гениальным" IQ девочки незначительно отстают от мальчиков, как это было раньше.
В науке существует несколько спорных тем, касающихся интеллекта человека. Например, являются ли его различные уровни результатом воспитания или наследственности. Особенно интересен вопрос отличия уровня интеллекта у разных полов. Неосторожные высказывания в этой сфере вполне могут разрушить карьеру. Так, Ларри Саммерс в 2005 году выдвинул гипотезу о том, что математические способности, необходимые для физики и инженерии, как и для самой математики, у женщин встречаются реже, чем у мужчин. Вскоре после этого он покинул должность президента Гарвардского университета
Таким образом, со стороны Джонатана Уая, Марты Путаллац и Мэтью Макела из университета Дьюка в Северной Каролине было достаточно смело вызвать огонь на себя, написав статью, затрагивающую оба вопроса. В своей работе, опубликованной в разделе «Современные тенденции» журнала «Психология» они описали, как перелопатили практически три десятка стандартных тестов для студентов американской высшей школы, чтобы понять, что происходит с самыми светлыми головами страны
В результате они сделали два вывода. Первый вывод касается феномена, названного эффектом Флинна, который подтверждает теорию наследственности и указывает на постепенное повышение показателей
коэффициента интеллекта (IQ) с течением времени. Второй вывод свидетельствует о том, что разница между самыми умными мужчинами и женщинами частично нивелировалась.
Трое исследователей привели данные из Программы по выявлению таланта в Университете Дьюка (ПВТ), которую создали специально для определения умных кандидатов на ранних этапах: все участники показали результаты на 5% выше, столкнувшись с экзаменами, предназначенными для студентов старшего поколения. ПВТ основывается на трёх государственных экзаменах SAT, EXPLORE и ACT. Джонатан Уай, Марта Путаллац и Мэтью Макел исследовали данные, полученные от 1,7 млн. детей за период 1981-2010 гг
Известно, что в целом мальчики сильнее девочек в математике. В свою очередь девочки превосходят мальчиков на тестах по вербальному мышлению. Похожие результаты показывает и тестирование IQ. А вот среди сильнейших юных математических талантов это правило не срабатывает. Здесь мальчики, как установили исследователи, намного сильнее в математике, но не настолько как это было когда-то
В начале1980-х соотношение мальчиков и девочек, вошедших в 0,01% лучших по SAT (проверка способностей к обучению), было 13:1. К началу 1990-х оно упало до 4:1 и осталось практически неизменным (см. график). Два других теста, которые проводись уже после того, как SAT продемонстрировал огромные изменения, показали результаты, колеблющиеся между 2-3:1, но ни один не показал, что девочки близки к паритету.
Воспитание таланта
Эти исследования неполные. Самые интересные их результаты основываются на одном из трёх экзаменов, а объём выборки мал. Но они согласуются с результатами более ранних исследований, проведённых в 1983 году группой учёных в университете Джона Хопкинса, которые также установили соотношение между мальчиками и девочками 13:1 среди самых одарённых юных математиков
К сожалению, исследователи не могут объяснить, почему после резкого роста способностей среди самых умных математиков-девочек наблюдается застой на протяжении двух десятилетий. Очевидно, что рост в некотором роде является результатом воспитания, возможно результатом изменения отношения учителей к девочкам, интересующимся математикой. Но и последующая за ростом стагнация требует объяснений. Версию в поддержку теории о воспитании предложил Симон Барон-Кохен, психолог Кембриджского университета. Он связал чрезвычайно систематизированный образ мысли, присущий математикам, с преобладанием среди них мужчин с синдромом Аспергера, формой аутизма, которая не влияет на общий уровень интеллекта человека. Но диспропорция может также объясняться всё ещё невыясненной разницей между способами воспитания мальчиков и девочек
Природа человека
Тот факт, что невыясненное до сих пор влияние окружающей среды может сказаться на IQ, красочно демонстрирует эффект Флинна. Этот феномен, описанный в 1980х годах новозеландцем Джеймсом Флинном из университета Отаго, свидетельствует, что средний коэффициент IQ во всём мире за последние восемь десятилетий каждый год повышается на 0,3 пункта. Используя ПВТ, доктор Уай с коллегами показали, что это касается как самых умных юных американцев, так и простых смертных, предполагая, что даже у них есть способности, улучшающиеся в результате фактора (что бы это ни было), вызывающего эффект Флинна. Но кажется, что изменения в основном касаются математики. Показатели самых умных детей в способностях к вербальному мышлению и чтению не говорят о чётко прослеживающейся тенденции, но результаты всех трёх государственных тестов свидетельствуют об устойчивом улучшении математических способностей за последние тридцать лет
Никто не знает причин, вызывающих эффект Флинна. Выдвинутые теории охватывают и улучшение питания, и общую развивающую среду (такие явления как телевидение, радио, интернет и видео игры), и запрет свинца при производстве бензина и красок. Что очевидно, так это то, что изменений во врождённых способностях быть не может, поскольку слишком мало поколений сменилось, чтобы судить о каком либо существенном влиянии природного отбора. Это то, что большинство людей подразумевают под наследственностью.
Перевод статьи: Cleverer still
Журнал: The Economist от 22 декабря 2012г.
Автор: Аристов И.А.
Дата перевода: 31 декабря 2012 г.