Этот пост зрел очень давно, чувствую необходимость где-то сохранить накопленные знания, чтобы они пригодились если не окружающим, то по крайней мере мне в не слишком отдаленном будущем.
Информация из личного опыта, психотерапевтических курсов, от лучших психиатров и неврологов нашего города :)
Итак, вы (мы) решили завести ребенка. Думаю, объяснять, почему надо отказаться от употребления алкоголя и никотина обоими (!!) родителями в деталях не нужно, но тем не менее. Дети героиновых наркоманов не имеют таких патологий развития, как дети алкоголиков. Зачатие в состоянии алкогольного опьянения - первый подрыв будущего здоровья ребенка, кроме того, могут добавиться стигмы - изменения лица, которые навсегда украсят малыша. Можно еще погуглить «фетальный алкогольный синдром», если не убеждены. Про курение все тоже прозрачно, но хочется отметить вот что: высокий уровень возникновения синдрома внезапной детской смерти - 70 единиц, из них 10 единиц - это курение матери во время беременности, вот и решайте, готовы ли вы рисковать.
А теперь про матрицы родов. Это тоже очень полезно знать.
Матрица - те переживание, которые испытывает человек в перинатальный период и которые сохраняются на всю жизнь, периодически проявляясь в действиях и т.д.
Матрица рая формируется у человека, если в перинатальный период все прошло хорошо, тогда это состояние рая является ведущим. Люди оптимисты, любящие жизнь, с высокой эмпатией. Особенности: абсолютное отсутствие честолюбия.
Матрица ада - когда шейка матки закрыта, воды отошли, матка закрыта, а схватки начались - получается замкнутое пространство без выхода, удушье, чувство что погибнешь, но сделать ничего не можешь. Если роды проходят плохо, то именно этот период является ведущим. (Длительный сухой период, слабость родовой деятельности, гипоксия в родах, длительные роды). Характерно: склонность к депрессиям, суицидам, клаустрофобия, человек - не борец, пессимист.
Матрица борьбы - все было плохо, но вдруг шейка матки открылась - я буду стараться, но женский организм мне поможет. Если проблемы: узкие родовые пути, неправильное предлежание, застрял, тогда человек будет очень активный, активность будет важнее чем достижение цели, пассионарные. Профессии: путешественники, полицейские, бизнесмены, преступники.
Океаническая матрица - огромный мир и ужас перед ним. Очень высокий уровень тревоги. Особенность: социофобия, агрофобия.
Человек в родах должен пройти все эти стадии.
Про беременность.
«Два организма имеют общие границы как физические, так и духовные, однако один человек уже сформирован, а второй находится в процессе. Ребенку настолько хорошо в утробе, что его состояние влияет также и на маму. Покачивание ребенка имитирует покачивание ребенка в животе у матери.»
Употреблять алкоголь даже в малых дозах, даже один бокал вина/шампанского на новый год нельзя. Нисколько нельзя, просто забудьте на 9 месяцев о любых алкогольных напитках.
У ребенка прекрасное обоняние, еще беременным женщинам необходимо прекратить использование косметики и мыться детским мылом. К папе это тоже относится.
Личность ребенка изначально существует в фантазиях будущих родителей, которые во время беременности становятся доминирующей фантазией. Эти фантазии тесно связаны с мотивацией на создание семьи, которая может быть зрелой и незрелой. Фантазирование по поводу будущего ребенка может как раз отражать эту мотивацию.
Уровень эндорфинов матери влияет на внутриутробный уровень эндорфинов у ребенка. Ребенок воспринимает мать через проприорецептивную сферу, формируются слуховые восприятия. Поэтому с малышом надо разговаривать, причем не только маме, но и папе, чтобы он узнавал ваши голоса. Делать это рекомендуется в одно и то же время, по получасу ежедневно. Еще очень здорово, если мама часто будет петь малышу песенку, одну и ту же, пока он в животике, это вам очень пригодится в первые месяцы после рождения, т.к. мелодия наложится на ощущение счастья, комфорта и защищенности, ребенка будет легко успокоить просто напевая ему ее. НО! Давайте смотреть правде в глаза - нет слуха, не лишайте его же и ребенка, включайте Моцарта. Из всех классиков благотворно на детей действует только Моцарт. Если совсем никак, то хотя бы русские-народные, бардов.. что-то спокойное, мелодичное и русскоязычное! Любите малыша с первого его дня, пусть он не родился, он будет это чувствовать.
Роды для ребенка очень травмирующий процесс, т.к. кроме всего прочего он не осознает, что с ним происходит. В связи с этим он появляется на свет с сепарационной тревогой. После рождения ребенка надо положить на живот, он ползет (!!) до груди и может посмотреть маме в глаза, после эта способность пропадает. Обязательно надо установить этот контакт.
Дородовая подготовка должна включать 4 - 6 занятий. Рожать надо бы в Финке или в Швеции - там самая низкая младенческая смертность.
Итак, он родился!
Первый год жизни
Очевидные вещи - держать ребенка только с поддержкой головы, стараться чаще выкладывать на животик, мобиль над кроваткой. Да, мобиль над кроваткой это важно. Первые погремушки должны быть легкими с ручкой - чтобы малыш мог перекладывать из одной руки в другую. Разговаривать с ребенком низко к нему наклоняясь, тихим спокойным голосом, радостно, мелодично и улыбаться, улыбаться, улыбаться! Вызывать ответные эмоции. Соску самой не облизывать! Никогда!
Ребенок рождается с базальной тревогой. Главная цель - снизить дефицит информации. Очень важно брать детей вертикально - в т.ч. чтобы осматривался вокруг, больше будет стимулов удерживать голову.
Вот еще интересная штука - Методика Определения Сенсорной Модальности Нины Васильевой.
Протодиалог: посмотреть на ребенка, сказать что-либо, подождать. Он через некоторое время будет подражать.
Когда ребенок кричит - сразу реагировать (формируем базовое доверие к миру). Не пытаться предугадывать желания ребенка.
В 6 месяцев ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью. Появляется страх потери матери - боятся отпустить мать куда-либо. Говорит о появлении у ребенка психологических границ. Как только у ребенка начинается представление о психических границах начинается процесс сепарации (индивидуации) - отделение моего о «Я» от маминого и развитие индивидуации. Закладывается инициатива (перемежение можно и нельзя избавляет ребенка от нее).
Когда ребенок выбрасывает игрушки из манежа - чтобы игрушка вернулась обратно - процесс расставания и воссоединения (символичная игра «расставание с мамой») - тут необходимо поднимать игрушку (каждый раз) и класть на противоположный край от ребенка чтобы он доползал и продолжал свое важное дело.
Грудное вскармливание позволяет сохранять диаду в постнатальный период. Необходимо разговаривать с ребенком во время вскармливание, но кормление после 1,5 лет препятствует сепарации, иногда это необходимо женщине, чтобы держать дистанцию с мужем. В таком случае необходимо гармонизировать отношения женщины с мужем. Если грудное вскармливание невозможно - все равно при кормлении держать ребенка у груди, чтобы он слышал сердце. Говорят, что если отказаться от грудного вскармливания, то может возникнуть угроза ожирения у ребенка. Но в целом, наблюдая огромное число детей на искусственном вскармливании я не замечаю каких-то значимых изменений иммунитета по сравнению с обычными детьми. Если кормите грудью - очень внимательно смотрите, что едите. И опять никакого алкоголя - все это провоцирует аллергические реакции у детей.
Вообще первый год развития это отделение и индивидуация - формирование физической границы «Я». Основная потребность в физическом росте и в определении границ своего тела. Ребенок знает два состояния: гомеостаза (нормы) и отклонения от нее. В гомеостазе спят, иначе кричат. На первом году жизни ребенок научается различать оттенки отклонений от гомеостаза. Все ощущения ребенка надо разнообразить и кодировать словами.
Когда во время кормления ребенок возвращается в состояние гомеостаза очень важно выражение лица кормящего человека - только положительное, улыбаемся и машем, иначе в будущем может быть отказ от еды и т.д.
У ребенка потребность в изучении всего нового всеми органами чувств, ограничение блокирует его потребности, т.к. понятийный аппарат еще не сформирован для объяснения того, почему нельзя. Все попытки ребенком что-либо исследовать должны положительно подкрепляться.
Чем меньше ребенок, тем дольше он играет в одну и ту же игру, смотрит один и тот же фильм. Если мешать ему - повысится уровень тревожности.
Ориентировочные реакции развиваются либо в интерес, либо в страх, который может вылиться в агрессию.
Завершение стадии - ходьба. Привязанность матери и ребенка может быть гармоничной, тревожной, безразличной. Очень важна доверительная привязанность.
Когда учите ребенка ходить - не стойте сзади, готовясь его поймать. Стойте впереди и тяните к нему руки.
Игрушки. Звучащие игрушки часто менять - развитие музыкального слуха. Обычные игрушки тоже надо менять где-то раз в неделю - ребенок привыкает к ним и они больше не интересны. В первые месяцы лучше всего обратить внимание на те игрушки, которые развивают сенсорику.
Соска - это не самый лучший вариант, если когда ребенок плачет пихать ему грудь или соску впоследствии может сформироваться условный инстинкт и во взрослом возрасте будет заедать проблемы, что естественно плохо.
Как только ребенок научился сидеть (приблизительно 6 месяцев) - сразу высаживайте на горшок. К году приучайте есть самостоятельно с небольшой помощью взрослого - ложку в руку и под локоток поддерживайте. Не давайте ребенку сесть на шею. Пусть вы оба будете грязными, пусть еда займет больше времени - ничего страшного.
Второй год жизни
Примерно в полтора года начинается анальная стадия, но может появиться раньше. Проявляет через посыл «Я сам». Выражается в непослушании (не буду одеваться, кушать и т.д.). Родители полностью контролируют ребенка, так он проявляет свою индивидуальность. Получение удовольствия от контроля дефикации (единственное, что он может контролировать самостоятельно). Когда мама сажает на горшок, лишает самостоятельности - появляются запоры и т.д. Это способ, которым ребенок может манипулировать родителями.
«Мама плохая» и «Мама хорошая» - весь мир также обретает два статуса. На плохую маму можно ругаться и т.д., но когда потребность - решает «хорошая мама». Называется «объектное непостоянство». Появляются определенные границы - продолжается сепарация, определение индивидуальности. Нормы границы ограничены телом (входят его любимые игрушки), многие родители считают детей жадными, но все эмоционально значимое для детей - как части их тел. Игры с песком. Давать потрогать еду. Иначе ему будет необходимо доказывать свое «Я» через неаккуратность. Бардак - «это я раскидал, значит, я существую».
Объектное постоянство - мама одна (с полутора лет до четырех). Малыш начинает ценить эти отношения. Ребенок становится послушным. Чувство «что-то не так» - зачатки СУПЕРЭГО и чувства вины, в дальнейшем позволит задумываться ребенку над тем - делать это или нет. Если у ребенка без ОП отбирают игрушку всё становится плохим. Чтобы достичь ОП необходимо: 1. Предоставлять выбор (ты будешь кушать сейчас или через 5 мин? Оденешь черные штаны или синие?); 2. Запрет с позиции наказания при первой же возможности нарушается, лучше просьба. Можно вводить запреты с позиции заботы. 3. Не отвечать агрессией на агрессию, ребенок бьет наиболее значимого для него человека, того, кому он доверяет больше всего (не отвечать, ребенок утратит доверие, будет бояться своей агрессии и т.д.). Агрессия на себя: если я злюсь на маму, значит, я плохой сын. Холдинг (метод терапии аутистов) - когда ребенок начинает крушить все вокруг - надо крепко обнять ребенка, прижать его к себе, глаза в глаза, проговаривать «Я вижу, как ты расстроен, … мне очень больно, когда ты меня так бьешь и т.д.) - долго, может быть очень долго так держать. Проговаривая, учишь ребенка вербально выражать свои чувства. Периодически играя, дети начинают драться (проверяют «на прочность») - сдерживаться, обнимать, «мне больно, не делай так», давай лучше в это поиграем. 5. Развести понятия «любовь и одобрение», (критиковать действие, а не ребенка - ты делаешь очень плохо и т.д.). 6 .Разделять любовь и заботу. Постепенно уменьшать проявления своей заботы.
Зависимость-независимость - психологическая граница «Я». Основная проблема - формирование самоконтроля, «Суперэго».
Необходимо поощрение ребенка после того, как он сходит на горшок - должно быть положительное подкрепление, иначе может сформироваться чувство вины, фобии и т.д. Это очень важно. И не надо потом кривиться, мол что за гадость, пойдем смоем. Наоборот, надо радоваться, да да да!
Недолжно быть негативной реакции если ребенок не смог сходить на горшок.
Речь: сначала существительные, потом глаголы. Остальное намного позже.
Необходимо вербально описывать все, что происходит с ребенком в первую очередь на основе его чувств.
Необходимо поддерживать ребенка в двигательной активности.
«Я сам». Невроз ребенка - конфликт между темпераментом и воспитанием.
Усвоение ребенком навыков самообслуживания. Поощрения должны преобладать над ограничениями. Организуйте пространство дома так, чтобы ребенку все было можно в пределах его досягаемости. Постоянные НЕЛЬЗЯ крайне губительно влияют на малыша.
Замыкать не на страх, а на сочувствие (мы отойдем от собачки подальше не потому что она тебя укусит, а потому что она испугается, расстроится и прочее). Необходимо давать детям «мазать, размазывать».. Пальчиковые краски, соленое тесто и прочее. Игры с водой, песком.
Когда непонятно что ребенок говорит - посыл не что он что-то не так сказал, а что взрослый недопонял, недослышал и т.д.
Третий год жизни
Итак, мы входим в очень интересный период.
Когда ОП достигнуто, появляется Фаллическая стадия.
Ребенок получает удовлетворение от демонстрации своих новых навыков. На этой стадии происходит «эдипальный конфликт». Поло-ролевая идентификация - мальчик узнает, что он мальчик, в т.ч. по гениталиям. Мальчик все делает, в основном, для мамы. Подражает папе. Конкуренции между папой и мальчиком еще нет. Мужественность в ребенка вкладывает мама, если подчеркивает мужественные черты папы (папа такой молодец, как он ____ сделал). Мама не должна негативно отзываться о папе и наоборот.
ЭДИП - суть в конкуренции с родителем своего пола, за родителя противоположного пола.
Ребенок хочет получать всю любовь от мамы, в т.ч. ту, что предназначена для папы. И девочки и мальчики борются за любовь мамы(!!). Девочка тоже неосознанно начинает копировать папу - девочки играют с мальчиками и т.д. Тогда девочка старается быть лучше мамы, чтобы ее полюбил папа, а маму разлюбил, тогда мама увидит, что я молодец и будет любить меня, а папу разлюбит.
Цель эдипа - сохранение симбиотических отношений с мамой, а не только конкуренция с другим родителем. Родители должны вместе заботиться о ребенке, демонстрировать, что они вместе его любят и друг друга тоже. Родители должны позволять ребенку быть в чем-то умнее, сильнее и т.д.
По-другому эдипальная стадия развития - половая граница «Я». На этих трех стадиях формируется 70% эмоционального состояния личности. Заканчивается атомо-физиологическое формирование структура мозга. Велики возможности формирования понятийного аппарата. Есть возможности фиксирования определенных представлений, связи между предыдущими событиями и сегодняшним днем. Появились возможности фиксации и сравнений. Ребенок обращает внимание на взаимоотношения в семья: Я, мама, папа. Успешность треугольника обеспечивает успешность социализации ребенка.
Основная потребность: первичная поло-ролевая идентификация. Постепенно формируется постоянство половой роли.
В 3 года: мальчик думает, что когда он вырастет, мама останется такой же и он женится на маме. Двойственные чувства к отцу, фактически конкурирует с папой за маму. Пытается отодвинуть папу от мамы, пытается показать себя как большого. Надо поощрять его, важно чтобы поощрял папа, брал его помогать себе. Должно вылиться в следующее: «Я вырасту таким, как папа, женюсь на такой, как мама». Только после этого ребенок может строить отношения по горизонтали. Дружбы еще нет, происходит определение границ между собой и другими детьми. Игрушки и вещи - границы ребенка. Отношения с отцом выливаются в рисунки, вопросы игры и т.д.
Девочка в 3 года: мама - главный человек и девочка вступает в конкуренцию с главным человеком в своей жизни за любовь отца. Должно вылиться: «Я вырасту такой же, как мама, найду такого, как папа». Должна быть положительная идентификация с родителем своего пола.
Основа личности закладывается во взаимоотношениях с родителями.
Стабильная самооценка не зависит от конкретного поведения (может что-то не сделать, совершить ошибку и т.д.), но остается все тем же положительным человеком.
Стратегии: на достижение (на преодоление) и на избегание неудачи.
Необходимо искать в поведении ребенка изначальный положительный мотив.
Фантазирование - возможность продуцировать связанные между собой представления.
Мышление: наглядно-действенное; конкретно-образное; абстрактно-логическое.
Игра: манипулятивная, сюжетная, ролевая.
В жизни ребенка должна быть спонтанная игра, где он сам игру придумывает, воплощает и привлекает других.
Но не забываем о том, что борются они оба за маму.
Необходимо, чтобы до 3х лет мама была с ребенком, а после 3х лет ребенок шел в группу сверстников. Окончательная сепарация происходит в подростковом возрасте.
Появление самосознания - первое воспоминание, обычно 3-4 года. Пик самосознания приходится на подростковый возраст, потом период беременности, после - середина жизни.
Ребенок не должен смотреть телевизор. Если у ребенка задержка в развитии можно смотреть телепузиков - специально сделаны для деток зпр, они снижают уровень тревожности.
Защитные поведенческие реакции у детей происходят при изменении внешних условий.
Различают:
- Реакция отказа - самая ранняя. Проявляется в ситуациях, где неудовлетворенна базисная потребность ребенка к безопасности и защищенности. Например, депривация. Ребенок отказывается от общения с другим человеком, от приема пищи, лежит, отвернувшись к стене. Метафорически: «нежелание жить». Впоследствии формируются защитные механизмы: отрицание (не замечает, что мама ушла) и отчуждение (замечает, что мама ушла, но остается холодным).
- Реакция оппозиции - проявляется в ситуации, где не удовлетворена потребность ребенка в принятии и одобрении (когда внимание в семье направлено на другого члена семьи, или когда ребенку кажется, что его несправедливо наказывают). Впоследствии на основании реакции оппозиции сформируются замещение (после наказания наказывает куклу) и проекция (думает что родитель - злой человек).
- Реакция имитации - целостное подражание значимому лицу. Должен сформировать механизм идентификации - т.е. подражание не во всем, а в некоторых избранных чертах. Зачастую пример ребенку навязывается.
- Реакция компенсации - актуализируется в ситуации, где ребенка не любят и не принимают, где ребенка отвергают. Цель компенсации - каким-либо образом вернуть принятие себя, хотя бы в чем-то. Это попытка восполнить свою неудачливость и слабость в одной области удачливостью другой. Переходит в рационализацию и сублимацию.