"Мирaле Эфрат"
В спектакле Михаила Теплицкого заняты актеры Александра Комракова, Евгения Шарова, Павел Кравецкий, Данила Брук, Леонид Шнейдерман, Олеся Алексеева, Марина Калачинская и Владимир Землянский. Грустная, вечная и повторяющаяся из года в год, в любой стране, история. Впечатлений много и от всего . Постараюсь передать свои ощущения, не придавая всему, что я собираюсь написать, ни оттенка "рецензии театрального критика", ни сладчайшего "вау, как всё замечательно"... Посему оговорюсь сразу - всё ниже написанное есть исключительно субъективные заметки рядового зрителя . Возможно будет некоторая сумбурность, но постарайтесь меня простить.
Михаил Теплицкий . Режисер и актер, да еще и телеведущий . Мне искренне интересен человек, поставивший своей целью "сделать" русский театр в Израиле, с хорошей актёрской школой, репертуарный театр. Даже как противовес театрам России, точнее их сезонному "чесу". Мне он нравится и в качестве интервьюера на своей передаче " Личный интерес" на канале "Радуга", и в качестве режиссёра. Актерских работ не видел. Увы. Получилось перед спектаклем буквально несколько минут с ним поговорить, договорились о разговоре после спектакля, но не получилось из -за моей зависимости от общественного транспорта. Абыдна как, да!
И кстати, спектакль начался таки вовремя. И "вход" был мощным. Не раскачиваясь, сразу "взял" зал один из самых ярких обрязов этой истории - горбатая служанка в доме Миреле. Есть такие люди, когда они рядом - их не замечаешь, а когда они уходят, будто без рук, ничего без них не вертится. Она именно такая, преданная, недалёкая. И как единственно верное и правильное, воспринимающая "своё место" в доме Мирaле, да и в этом мире наверное. Действительно замечательная актерская работа. А имя актрисы на сайте не нашел. Точнее не смог сооставить имя с ролью, но наверное это мой грех.
Так же сильно сделан образ отца невесты . Очень сильная сцена, на мой взгляд, жемчужина этой постановки - начало второго действия . Шлемазл стал Человеком. "Кто я был и кем я стал!! Мне теперь почет и уважение". И тут же : " ...а нет у меня квитанций, не взял я их у таможенного офицера, побоялся подойти, у него пуговицы на мундире, а я....? А кто я?! .."
Другие актерские работы назову скорее добротными, правильными. И верный управляющий, (мощный профессионал Павел Кравецкий), и невестка (Евгения Шарова), которую таки да, хотелось переодически и каждый раз придушить, и дети Мирале. Ну у "детей" надеюсь еще впереди, они со временем перестанут напоминать переквалифицирующихся КВНшиков ( что не есть всегда плохо) . Со временем..Не обижайтесь, это субъективные мысли. Надеюсь так же, что не перепутал имена актеров.
Но...
Было несколько моментов, из-за которых мне хотелось тихо, под нос ляпнуть вечное " Не верю"...Попытаюсь объяснить. Сам я скорее всего отношу себя к "местечковым " .Конечно я могу много сейчас сказать о большом и, естественно, неоспоримом вкладе в мировую культуру такого замечательного города, как Черновцы, столицы Буковины . Но это не сделает его, этот город, крупнее чем он есть - областным центром. Местечко. А посему, как мне кажется, я имею право сказать, что не совсем таки так выглядят местечковые еврей, ни богатые, ни бедные, ни в 19, ни в 20 веке. Не может быть мать еврейской невесты "щирой" украинко . Хотя колоритность необычайна ! Наверное не может быть такого в Гродно, что бы Мирале Эфрат, замечательная, умнейшая и волевая еврейская женщина,вдова, ходила с непокрытой головой.Хотя я не силён в этих нюансах галахических постановлений. Могу быть неправ. Признаюсь. Но это таки мелочи, не стоит и внимания, но привлекло внимание (или отвлекло внимание?). Александра Комракова замечательно сыграла сильную, красивую, властную и страдающую еще молодую женщину, которую зовут скорее не Мирале Эфрат, а Васса. Васса Железнова...
Но опять же, повторюсь, это то что подумал лично я. На самом деле спектакль "брал", второй акт особливо. Овации зала абсолютно заслужены и они, эти аплодисменты были я уверен абсолютно искренними.
В заключение хотел бы добавить несколько строк не о данном спектакле, а о русском театре в Израиле. Что меня немного смутило, в самом начале, до первого звонка, даже учитывая, что это была премьера в ТельАвиве, и было очень много приглашенных людей.
Очень мало мой взгляд наталкивался на ровесников. Может показалось, не буду спорить и утверждать, что прав абсолютно. Но неужели многим из нас нет никакого интереса в этом волшебном мире , мире театра ? Нет времени, лишних денег, не накого оставить малолетних отпрысков? Еще с десяток причин? Или просто не интересно, как вид искусства. А если да, то пойдем на "Имя " . Аки Виктюк, "Ленком", ББД итп ? Или нас не зовут ? На постановках израильских (не "русских") театрах немного другая картинка . Или мне так показалось. Тем не менее, с радостью пойду на новые спектакли "Контекста". Однозначно. Оно того стоит!