Усадьба над Вервен-бухтой
Небольшая живописная бухточка почти у самой оконечности Осло-фьорда каждое лето привлекает любителей пляжного отдыха и прогулок не только из окрестных районов, но и из-за пределов Норвегии. Гуляя вдоль моря и чуть в стороне внимательный человек заметит остатки фундамента на вершине холма над летним киоском и старую липовую аллею. По всем признакам в этом месте некогда была старая усадьба. Мне стало любопытно, кто жил раньше в этом прекрасном месте и что сталось с домом. Ниже я хочу вкратце поделиться с вами результатами своих поисков в Интернете.
Усадьба называлась Стубльян (Stubljan). Она была выделена из усадьбы Льян, которая была известна уже в средневековье. Предположительно, незадолго до прихода в Норвегию «черной смерти» (чума), усадьбу разделили на две части. В районе речки Льян в 17 веке было четыре усадьбы: Маленькая (Lille), Нижняя (Nedre), Южная (Søndre) и Верхняя (Øvre). Южная усадьба получила имя Стубльян от одного из своих первых владельцев: Кристофера Нильссена Стуба (Christopher Nielsson Stub). Стуб умер в 1630 году и усадьба была позднее продана наследниками Расмусу Сёренсёну (Rasmus Sørenssøn). Его дочь, Сидсель Расмусдаттер (Sidsel Rasmusdatter) вышла замуж за члена муниципального совета Кристиании и одного из крупнейших торговцев древесиной Педера Педерсена Мюллера (Peder Pederssøn Müller). Он обьединил Стубльян с усадьбой Белого Медведя (Hvitebjørngodset) и заложил Льянский завод по переработке древесины (Ljansbruket). В его время были построены две сторожки при вьезде с Моссевайен (Mosseveien - дорога на г.Мосс) и беседка, на месте которой сегодня находится летнее кафе.
После смерти Мюллера в 1714г. усадьба перешла к его сыну, а в 1748г. ее купил советник юстиции Пол Вог (Poul Vogt), который был женат на внучке Педера Мюллера - Карен Холтер (Karen Holter). Круг замкнулся. В 1761г. Вог умер и его вдова продала усадьбу своему брату, Педеру Холтеру (Peder Holter), за 17500 риксдалеров. Усадьба вступила в период расцвета.
Так выглядели господский дом и беседка до пожара в 1913 году
Вид большого дома с обратной стороны.
Педер Холтер был очень богатым человеком, в его владения помимо Стубльян входили Хафслюнд (Hafslund) и Боррегорд (Borregård). Он построил большой каменный господский дом над беседкой в современном ему усадебном стиле и обосновался в нем. Ему также принадлежали мельница, завод по производству селитры и пороховая фабрика - очень актуальные производства в то время.
В 1771г. он женился на Марен Юэл (Maren Juel). Марен была моложе его на 26 лет. Овдовев после 15 лет брака, тридцатисемилетняя Марен заслуженно стала одной из самых привлекательных и богатых невест в Норвегии. Она еще дважды была замужем, в первый раз за ровесником Уле Кристофером Весселом (Ole Christopher Wessel), братом известного поэта Юхана Германна Вессела (Johan Hermann Wessel). Уле был юристом, генеральным аудитором и составил себе известность на военных штрафных делах. К несчастью этот, по свидетельству современников, счастливый брак продлился недолго, Уле умер от болезни в 1794г. Третий муж Марен, Маркус Гёе Розенкранц (Marcus Gjøe Rosenkrantz), был моложе ее на 13 лет.Маркус был известным человеком, в разное время он был управляющим епархией, шефом королевского банковского отделения в Норвегии; он также входил в состав Правительственной комиссии и в 1814 году стал членом первого норвежского независимого правительства. Разумеется, подобный брак не мог не возбудить разнообразных толков и пересудов. Существует предположение, что Маркусу лестно было именовать себя помещиком. Каковы бы ни были причины их союза, Маркус сильно горевал после смерти Марен в 1815г. Согласно брачному контракту, к нему отошел только Хафслюнд, позднее Маркус сильно нуждался и окончил свои дни в сьемной квартире в Осло. От государства ему была положена небольшая почетная пенсия, которая и позволила ему провести последние годы своей жизни несколько более достойно. Учитывая его прежние труды пенсия была вполне заслужена.
Стубльян же был продан в 1799г. Ларсу Ингеру (Lars Ingier), мужу племянницы Марен, Гьертруд Марен Юэл (Gjertrud Maren Juel). Рынок древесины переживал в то время кризис и доходы усадьбы были очень низкими. Позднее Льянский завод по переработке древесины приобрел большую известность и начал приносить большую прибыль. Сыновья Гьертруд и Ларса переименовали предприятие в «M & H Ingier». Они поставляли бревна по всему миру, в том числе в Голландию, Англию и Францию.
Усадьба оставалсь во владении семейства Ингер вплоть до пожара в 1913 годы, который уничтожил господский дом. В 1930е годы часть земель принадлежащих этой семье была выкуплена муниципальными властями Осло и Акер. Сегодня здесь находится рекреационная зона, летнее кафе и художественные мастерские, расположенные в бывших привратницких. И только названия Ингерстранд (Ingierstrand) и Стубльян напоминают людях, некогда живших в этом месте.
Развалины большого дома.
Современный вид на Стубльян
С уважением ко всем читателям,
Яна
Источники:
1.
http://www.toppasen.gs.oslo.no/gruppe5/htm/forside.htm2.
http://www.oppegardeventyret.homestead.com/Ingiergodset.html3.
http://home.chello.no/~arthur.danielsen/rosenkra.htm