Что такое голос

Jun 01, 2017 22:03


Довольно часто я убеждалась, что во многом у нас нет чёткого, конкретного понятия, что такое голос. Кто-то ссылается на уже состоявшихся певцов, выдавая их мастерство за определение, иные утверждают, что это дар свыше, ну а некоторые и вовсе приравнивают голос с академическим вокалом.

Давайте начнём сначала. Что такое голос? Если говорить об уже поставленном голосе - то это исключительно результат труда. Можно возразить, напомнив о тех «избранных», которым повезло, что они родились с уникальным, уже поставленным, голосом, в уникальных условиях, но это очень редкое исключение. Мы же хотим самореализоваться без проблем, не так ли?

Если вы помните, я уже писала, что голос - это инструмент. Как и любой инструмент, он существует в физическом мире. Другое дело, что этот инструмент уже присутствует у человека при рождении, в отличие от гитары, пианино, флейты и т. п, и, как любой инструмент, он требует настройки. Если отделить всё связанное с голосом от внешней шелухи - манера, полётность, подача - то можно получить всего три ключевых параметра: звук, выдох и фокус. Это три главных качества, которым должен отвечать голос.


Звук - собственно, любая пропетая нота, даже если она одна.

Выдох. Пение, как и речь, осуществляется на выдохе, а это значит, что выдох должен иметь определённую силу и скорость, чтобы заставить кости черепа резонировать. Выдох - базовый элемент таких вещей, как опора (поддержка) и резонанс.

Откуда берётся опора?

Это создание воздушного потока и поддержка его диафрагмой.

Воздух проходит между связками ещё до создания звука. Это необходимое условие для того, чтобы голос звучал устойчиво и связки не были повреждены.

Фокус - базовый параметр подачи. В любой песне содержится некий посыл, мысль, которую певец доносит до слушателей, для того, чтобы их чему-нибудь научить или поделиться личным опытом. Даже на записи певец поёт для тех, кто будет слушать эту запись потом. Таким образом получается, что фокус - направление звука на зрителя.

Если у звука нет направления, то голос звучит тише, тусклее, слабее. Именно за счёт направленного звучания слушателю кажется, что у конкретного певца очень сильный голос, хорошая подача и энергетика. Кажется, будто бы голос доносится прямо в уши конкретного слушателя.

Остальные явления, такие, как манера, подача, техника - кирпичики, которые накладываются на этот фундамент для того, чтобы получить нужный результат. Собрав эти три элемента воедино, вы получаете голос. Остальное же - уровни мастерства и заточенные под выполнение вашей задачи способы.

В первом сообщении я писала про то, что процесс пения - эмоционально-физиологического характера. К чему я это писала? К тому, что тело нужно заставить себя слушаться. Возможность передавать эмоции напрямую зависит от того, как хорошо тебе подчинено твоё тело. Поэтому инструментом для его подчинения является техника, а эмоции - результат владения ею (это по-другому также называется координация). Даже если вы сделаете необходимый минимум для того, чтобы петь «для себя», научившись дышать и петь чисто, то это уже некоторая свобода в управлении голосом.

Заметки других поющих о пении.

Эрик Арсеню. Преподаватель из США

Проблема: бесчисленное количество поющих позволяет страху и неуверенности украсть у них возможность сиять, таким образом это замедляет или полность стопорит их продвижение в карьере.

Решение: ежедневные тренировки

5 вещей, которые певец должен знать:


  1. Это настоящие мышцы: ваши голосовые складки, ваша диафрагма и мышцы для опоры (межрёберные, тазового дна, нижняя часть живота, и т .д.) - они настоящие мышцы. Они могут быть слабыми или сильными; они могут быть плотными, а могут быть гибкими. Если вы недостаточно хорошо их тренируете (просто петь песни - это не достаточная тренировка), у вас будет слабый, непослушный, ограниченный инструмент, который потерпит неудачу при малейшем стрессе.

  2. Мы поём на рефлексах в нашем теле. Ваша склонность чувствовать, как ваше горло сжимается, это рефлекс; этот рефлекс очень сильный, для некоторых складывается впечатление, что от него невозможно избавиться.

    Ежедневное пение может перепрограммировать ваше тело для того, чтобы освободиться от напряжений глотки и переместить напряжение туда, где оно нужно.

  3. Ежедневная работа с дыханием - необходимость. Я так устал от «обученных» певцов, которые говорили мне, что «уже знают как дышать». Это самодурство! Это как сказать «Я уже знаю как тренироваться, поэтому мне мне нужно продолжать это делать». Это про делание. Ежедневная, здоровая тренировка дыхания гарантирует, что ваша диафрагма сможет поддержать всё, что вы решите делать в пении. Сильная диафрагма и здоровым образом скоординированные мышцы опоры заставляют голос быть лёгким, в то же время он всё ещё звучит мощно. К тому же, это защищает голосовой аппарат от повреждений.

  4. Ежедневное пение - необходимость. У вас нет оправданий. Я предлагаю тонны бесплатных распевок онлайн. Какие упражнения делать каждые день, вы сами решаете. Они могут варьироваться, но главное делайте что-нибудь.

  5. Поймите вот что: ваш инструмент работает наилучшим образом, когда он отвечает желанию выразить чувства и мысли. Сосредоточьтесь на сообщении, которое вы пытаетесь передать, и ваш голос раскроется. Однако если ваш образ мыслей «Я должен звучать хорошо, меня судят», вы с уверенностью испытаете ограничения в голосе.


«Сам текст, мелодия, спетая технологически чисто и красиво, уже обладают значительным зарядом эмоционального воздействия на слушателя и зрителя».

Е. Е. Нестеренко (народный артист СССР)

«…Все исполнительские эмоции должны быть выражены в прекрасной вокальной форме... Только тогда, когда исполнитель свободно распоряжается своим голосом, он оказывается способным к вхождению в образ, к глубокому погружению в творчество.»

Из книги преподавателя бельканто Ирины Ульевой.

Примеры «до и после» с разными хронологическими промежутками:

Разных школ:


И исполнение этой же песни почти через 10 лет:


Лана дель рей:

Середина 2000-х, задолго до мирового дебюта «Born to die»:


Эпоха «Born to die»:


2016-й год. Более выраженная яркая индивидуальная манера исполнения:


И напоследок:


инструмент, вокал, музыка, манера исполнения, эмоции, голос

Previous post
Up