Омск велосипедный.

Jun 20, 2014 03:19

В детстве я очень любил кататься на велосипеде. И хотя своего велосипеда у меня почти никогда не было, часто брал покататься у друга или, если ездил к бабушке в деревню, брал у родственников. Мы даже как то во дворе делали небольшой трамплин из досок, с которого подпрыгивали, либо просто ездили на время вокруг двора, а в деревне устраивали целые гонки! Еще помню как в деревне, когда нужно было сходить в магазин, почти всегда ездил на велосипеде, потому что это было очень удобно, да и ходить по 15-20 минут в каждую сторону не очень хотелось. То есть уже тогда, сам того не понимая, я пользовался велосипедом не просто как спортивным снарядом или этакой игрушкой-развлекушкой, а как полноценным транспортом, с помощью которого можно решать какие то задачи.

Источник фото: http://www.cyclepedia.ru/content/orlenok
Но то было в деревне, в городе же велосипед всегда ассоциировался как спорт, отдых или развлечение, никто и не думал пользоваться им как транспортом. Мне и самому никогда это в голову не приходило, просто потому что не знал, что так можно, не было таких мыслей в голове. Тогда город для меня был что то вроде горы, которую никак нельзя изменить, он просто есть такой и все, живи, пользуйся. А в городе у нас всегда были только машины, маршрутки, автобусы и прочий общественный транспорт, не было никогда ничего для велосипеда, кроме велотрека в парке через дорогу, да и не требовал никто, потому что практически никто и не ездил.
Еще 5 лет назал люди на велосипеде встречались не часто. Тогда же увидеть велосипедиста зимой было такой же редкостью, как встетить темнокожего человека лет 15 назад, это выглядело необычно и странно. Не думаю, что кто то показывал пальцем, но удивлялись точно. Прошедшей же зимой я практически каждый день встречал 1-2 велосипедиста, а этим летом каждый день вижу их больше сотни. А еще на днях узнал, что за прошедший год в нашем городе продали около 40-50 тысяч велосипедов. В общем, с каждым годом велосипедистов становится все больше и больше. Люди сильно поменяли свое отношение к велосипеду за несколько лет, не поменялось только одно - город.
В Омске никогда раньше не было велодорожек(о тех что есть сейчас, чуть позже), да что там, у нас даже тротуары не везде есть. Единственный транспорт для которого в нашем городе всегда старались создать условия это автомобиль. Убирали трамвай, убирали наземные переходы, строили подземные/наземные переходы, строили дороги, расширяли дороги за счет тротуаров или газонов. Не очень правда это помогает, дороги все равно плохие, заторы только увеличиваются, а люди попадают под колеса и разбиваются, но сейчас не об этом. Все что остается велосипедистам, это либо ездить среди пешеходов, либо ездить среди автомобилей. В первом случае это очень не удобно для пешеходов и самих велосипедистов, а во втором случае смерьельно опасно для последних.
Недавно узнал статистику, что с апреля 2013 по апрель 2014 в нашем регионе было зарегистрировано 73 ДТП с участием велосипедистов, в результате которых 9 человек погибли и 66 получили травмы различной степени тяжести. 73 это с учетом того, что все еще мало людей ездят на велосипеде зимой, ранней весной и поздней осенью т.е. фактически за, примерно, 4-5 месяцев. По стране эта цифра куда страшнее и будь такое в Голандии, народ бы уже вышел на улицы, как это было во 2й половине 20го века. Причем есть определенные разговоры о том, что тенденция за последние несколько лет только ухудшается.

Власти вроде бы озаботились этой проблемой и даже начали "строить" велодорожки, а недавно и вовсе размахнулись да и написали велоконцепцию на целых(внимание) 5 страниц! Только вот пользы пока от этого никакой. Например в парке 30ти летия ВЛКСМ "велодорожка" представляет из себя разукрашенный тротуар. После нанесения полос и стрелочек на этом участке совершенно ничего не изменилось, потоки пешеходов с велосипедистами как пересекались, так и пересекаются, зато красиво! А недавно, по тому же принципу, сделали "велодорожку" на набережной Тухачевского, просто краской "клац" и вуаля! Что при этом поменялось? Ничего. Хотя администрация теперь может поставить галочку напротив пункта "велодорожки" и бодро рассказывать об этом всем вокрут, что мол "Вот, смотрите, делаем!". Единственная велодорожка, реально построенная, есть только на Иртышской набережной, она хоть и сделанная абы как, но зато действительно велодорожка, а не кусок краски на тротуаре, за нее спасибо. Еще что то слышал про советский парк, но сам не видел, ничего не могу сказать, скажите если знаете.
С велоконцепцией так же интересная история, потому что официально она как бы есть, но реально назвать это велоконцепцией язык не поворачивается. Нет, там все нормально написано(кстати можете почитать ее тут), но готовой концепцией это никак назвать нельзя, скорее введение в концепцию, оглавление может даже. Вся беда в том, что на 5ти страницах все написанное умещается в одну фразу "надо делать велодорожки", и эта фраза у каждого человека вызывает свои ассоциации, и все нынешние "мазания краской на тротуаре" легко туда вписываются и ей прикрываются, потому что такие ассоциации на тему велодорожек имеют работники нашей мэрии. В итоге ситуация никак не меняется и все остается как прежде т.е. на основе данной концепции никаких перемен, кроме трат краски, по сути ожидать не стоит. Ее определенно надо дорабатывать и дописывать, но зная наши власти и опираясь на прошлый опыт, это если и будет сделано, то скорее всего как то халтурно и корявенько, а то и вовсе все так и оставят. По сути можно даже отметить, что мэрия взялась за решение этой проблемы по остаточному принципу и на контрпродуктивных началах. Вроде бы и занимаются, а толку ноль.
Нам в движении "Омск - город для людей" все это положение дел не нравится, так же как не нравится это многим омичам, поэтому мы решили как то начать действовать в этом направлении. И правда, сколько можно пускать слюни на рассказы о велосипедной Европе и завидовать странам Латинской Америки в их стремлении к велосипедам? Все это вполне реально и для нас! Надо только действовать! Поэтому планов на лето у нас огромное кол-во, надо развивать велодвижуху в городе, проводить исследования, рассказывать о их результатах людям, делать разные велособытия, снимать видео о положении дел с этой темой в Омске, показывать фильмы, может даже получится привезти какого-нибудь крутого велоэксперта к нам в город и в конце концов добиться принятия нормальной велоконцепции европейского уровня и ее реализации.
Недавно мы показывали фильм снятый ребятами из Let's bike it! про путешествие из России в Португалию на велосипедах, а на этой неделе проведем серию пикетов, которыми хотим привлечь внимание обычных горожан к проблеме. Первый пикет будет уже сегодня, 20 июня, в 17:00 на отрезке от перекрестка Интернациональная-Герцена до остановки "Госпиталь". Второй будет завтра, 21 июня на Иртышской набережной, напротив магазина Океан, и начнется в 18:00. Если вы готовы к нам присоединиться, то обязательно отпишитесь в этой встрече на стене (у нас заготовлено ограниченное число плакатов и нам нужно понимать, сколько людей придёт). Ещё будет круто, если вы приедете на велике.

Мы хотим, чтобы в Омске появилась качественная велоинфраструктура, а не краска на тротуаре.


акция, Омсквелосипедный, Омск, пикет, велосипед

Next post
Up