Люблю читать книги, как говорится, в нужное время, в нужном месте. Буквально пару дней назад я вернулась с отдыха на море, где взахлеб прочла книгу, которую прочесть хотела уже очень давно - "Игра в классики", Хулио Кортасар.
Еще с первых глав я поняла - да, это оно, мне нравится! И как бы я не хотела растянуть удовольствие, вся книга была прочитана за восемь дней. Прежде всего меня покорила атмосфера произведения - джаз, зеленые свечи, мате, алкоголь и персонажи, беззаботные интеллектуалы, создавшие свой Клуб Змеи. Единственное, во что я не верю до сих пор, так это в то, что главным героям примерно по сорок лет. Ну, никак это не вяжется с картиной, что вырисовалась у меня в голове. Для меня Орасио, Мага, Грегоровиус, Бэпс, Тревелер, Талита и все остальные - молодые люди, возрастом 25, ну, максимум 30 лет.
Как прекрасно начало книги! Кортасар рассказывает о блужданиях по городу двух главных героев - Маги и Оливейры, о том, как они договариваются в каком квартале будут бродить, но не договариваются о конкретном месте встречи, полагаясь на волю случая. "Случайная встреча - самая неслучайная вещь на свете, а люди, что назначают точное время и место свидания - это те самые, которые пишут только на разлинованной бумаге и выдавливают зубную пасту из тюбика, обязательно начиная снизу", - пишет автор. Так же начало очень насыщено деталями, например - красные лоскутки, которые обязательно нужно найти на улице и подобрать. Да и вообще, любую вещь, лежащую на земле, иначе - не повезет, случится что-то нехорошее.
Хулио Кортасар в "Игре в классики" знакомит нас с каждым героем по отдельности, рассказывает о нем и оставляет место для того, чтобы читатель мог додумать, дорисовать в своем воображении что-то еще. Не хочу спойлерить и расскажу только об одном герое, о Маге. Мага предстает перед читателем некой глупышкой. Она задает много вопросов, порой очень простых или даже глупых. Бывает, говорит что-то не в тему. Но так же в ней я увидела что-то бесконечно милое. Эта милость, наверное, как раз подкрепляется ее глупостью. Не знаю. Но могу сказать с уверенностью, что Мага не была мне противной.
Я решила читать "Игру в классики" сначала прямым чтением, а уже потом по классикам, то есть по схеме, которую советует использовать сам автор. Чтение по схеме - это отличное постмодернистское проявление в литературе - откровенное заигрывание с читателем.
Нельзя сказать, что "Игра в классики" начинается в какой-то определенный момент и в какой-то заканчивается. Скорее, это вырванный кусок из жизни Орасио Оливейры, которому выделено наибольшую часть внимания в произведении.
Один мой знакомый рассказывал мне, что знает ребят, которые не смогли осилить "Игру в классики" до конца, так как сочли произведение тяжелым. Я могу лишь предполагать, что чтобы любить эту книгу нужно думать, как главные герои и, возможно, хотя бы частично, жить как они. Как может не понравится человеку книга, переполненная до краев невероятно прекрасным джазом и приглушенным светом, если он любит эту музыку и атмосферу, которую она создает?! В общем, я думаю, что это нужно прочувствовать.
Удивили меня некоторые вещи. Например, борщ из свеклы со сметаной и упоминание Одессы. Возможно, просто перевод такой, адаптированный на постсоветского читателя, как знать. Нужно будет поглядеть оригинал и пообщаться с человеком, знающим испанский язык. Уж очень это интересно.
Вообще произведение большое, наполненное множеством деталей и происшествий, и потому трудно говорить о нем как бы вкратце. А сейчас я начала читать его по классикам и это еще больше информации и мыслей. Все воспринимается совсем по другому. Поэтому тем, кто только собирается взяться за "Игру в классики", очень советую прочесть ее сначала все же прямы чтением.
Я читала "Игру в классики" каждый день после того, как ходила утром к морю. Иногда, ближе к полудню, к книге прибавлялось красное сухое вино. Я сидела спиной к окну и теплый желтый свет падал на странички книги, что в итоге стала моей любимой. И вот как еще в такой атмосфере можно не полюбить прекрасного Кортасара? Я довольна тем, что эта книга попала ко мне в руки именно сейчас, за это отдельное спасибо одному из моих друзей.
Теперь мне хочется воссоздать в реальной жизни элементы атмосферы, описанной в книге. Даже зеленую свечу уже приобрела :)
В общем, огромное спасибо Кортасару за его "Игру в классики". Я готова к новым открытиям и следующей его книгой, которую я прочту, будет "Мы так любим Гленду", которую мне привезут из интернет-магазина уже во вторник. А до этого я закончу давно начатую, но заброшенную книгу Джона Апдайка "Кролик, беги", впечатлениями от которой я смогу поделится с вами уже в ближайшие пару дней.
Спасибо, что прочитали этот мой первый пост-отзыв, жду ваших комментариев. Следующий будет уже завтра (или это уже сегодня? Сейчас 0:57). Но о какой книге я буду писать, я вам сейчас не расскажу, дабы оставить хоть какую-то интригу.
"Игра в классики", Хулио Кортасар
Маленькая справочка.
Роман "Игра в классики" был написан в 1963 году. "Роман отличается необычной структурой. Согласно предисловию, оставленному самим писателем, в книге заключается сразу «много книг», однако, как минимум, Кортасар предлагает две техники чтения: обычную, в которую входят первые две части романа - «По ту сторону» и «По эту сторону» и в которых завершается основной сюжет, и чтение по специальной схеме, согласно которой, следует также читать главы из части «С других сторон». Порядок, в котором следует читать книгу, установлен самим писателем - ему можно следовать с помощью схемы или указателей в конце каждой главы. В схему попадают все главы романа, кроме предпоследней, 55-й", - Википедия.