Беседа о том, какой политический строй лучше

Mar 28, 2014 22:32

    В тот вечер Нежад пришел на собрание в приподнятом настроении. Удачно прошли переговоры по грядущему тендеру, который фирма Нежада заранее выиграла. По случаю намечающихся барышей Нежад заблаговременно подошел к Зураму и передал внушительный пакет с шуршащими купюрами для поддержки собраний группы. Зурам деньги взял, как-то по-особому взглянув на Нежада, отчего тому стало даже в какой-то мере неловко.
    Как обычно, к семи вечера все были на месте, и Зурам открыл беседу, предложив кому-нибудь задать интересный вопрос. У собравшихся интересных вопросов не оказалось, и каждый постарался придать себе самый, что ни на есть, естественный вид, в надежде, что вопросы найдутся у кого-нибудь другого, и не придется чувствовать себя неловко. Наконец Нея Рици, выглядевшая в тот вечер как-то слегка растрепанной и рассеянной, брякнула первое, что пришло на ум, с привычным уже для остальных легким итальянским акцентом, очевидно задетая сытым и довольным видом Нежада:
    - Наш западный капитализм вдохнул-таки в вашу Россию жизнь, для некоторых открываются такие перспективы…
    Лана Бонь подскочила на своем стуле как ужаленная, и, не удержавшись, выпалила почти что скороговоркой:
    - Да при коммунизме народ лучше жил, такого безобразия как сейчас не было у нас никогда!
    - А что, раз вы подняли такой вопрос, давайте обсудим, что лучше для человека с точки зрения построения нормальных условий существования: коммунизм или капитализм. Кто-то хочет поделиться своим мнением? Может быть, кто-то предложит что-то еще? - предложил Зурам.
    Нежад начал так (а надо отметить, что он был очень даже неглупый человек, с высшим экономическим образованием):
- Я за капитализм. Всем известно, что при коммунизме процветала коррупция, партийные функционеры наживались за счет народа. Власть старалась сделать всех одинаковыми - всех под одну гребенку и всех одинаково нищими. А сталинские лагеря? А диссиденты? Нет, я за рыночную экономику. Здесь есть всем, где развернуться, проявляй инициативу - и сможешь жить как человек. Нет той уравниловки и лицемерия, нет железного занавеса. Да и экономическая теория давно пришла к выводу о том, что только рынок способствует рациональному распределению ресурсов. К тому же, я считаю, здесь самое важное - свобода!
    Витя Опра, как обычно, начал говорить с той же решимостью, с которой обычно нырял в ледяную воду на Крещение, отчаянно и безапелляционно:
    - Капитализм - самая несправедливая общественная формация. Наука доказала, что предпринимательской способностью, на которой, в общем-то, и построена вся схема рыночной экономики, обладают только 2-3% взрослого населения. Следовательно, все остальные - только наемные рабочие, полностью зависимые от своего хозяина. И все общество строиться под эти два процента, которые и есть - господа и хозяева жизни, остальные - только слуги, обслуживающий персонал для них. И это еще не все, ведь когда в умах властвует рынок, практически невозможно хотеть стать врачом, музыкантом, космонавтом или, не дай бог, пекарем. Ведь за это никогда в жизни не заработать денег! А те, кто волей случая оказался на месте врача или преподавателя вуза, переводчика или строителя будут думать не о том, как лучше узнать свое дело, а о том, как лучше себя продать или где бы наворовать денег. Это же прямой путь к коррупции и массовому одурманиваю ненужными вещами! К тому же, человек никогда не останавливается в желании заработать, ему нужно еще и еще, а это ведет к финансовым кризисам и растрате природных ресурсов, которые, между прочим, не восстанавливаются и, следовательно, когда-нибудь кончатся!
    Нея Рици неуверенно подняла руку и начала также неуверенно:
    - По правде говоря, мне тоже все это не нравиться. Я вот слышала, что на Востоке - толи в Иране, толи в Эмиратах, а может быть еще где, есть государства, где все подчиняются религии и живут по законам мусульманства. Может быть, человеку лучше было бы жить в религиозном государстве? Или монархия тоже ничего - англичане живут неплохо, я слышала...
    - Во-во, - как всегда невпопад встрял Радук, - я вот читал Джека Лондона и Солженицына, и мне ни капитализм, ни коммунизм не нравятся. Я бы на необитаемый остров уехал, там, говорят, даже бананы на пальмах растут дикие - я могу на бананах неделю прожить, я уже пробовал!
    Вялотекущие мысли группы начали потихоньку шевелиться. У каждого, естественно, было собственное мнение, даже не одно, а сразу несколько, и в каждом начало потихонечку зреть желание высказаться. Концепции, научные доводы, идеи, впечатления от поездок и не к селу ни к городу возникшие в уме Радука законы Ману почти физически наполнили пространство комнаты, но… Как всегда в подобных случаях - очень вовремя и очень неожиданно прозвучал звон китайских колокольчиков, которые на этом собрании держала в руках Люся Тремсь.
    - А как бы ты ответил на этот вопрос, Зурам? - спросила Люся Тремсь.
    Зурам вздохнул, потом сделал умный вид и начал говорить, стараясь, как всегда, при ответе поменьше двигаться и жестикулировать руками:
    - Для меня это и легкий и трудный вопрос одновременно. Трудный потому, что в каждой идее построения человеческого общества я вижу здравый подход. Мне нравиться коммунизм, который говорит, что каждому нужно дать то, что ему действительно нужно, и взять от него то, что он может дать. Я думаю, при таком подходе к жизни, ее можно наладить более-менее хорошо. Капитализм выделяет людей смелых и решительных, с нестандартным подходом к решению задач, и если бы такие люди действительно управляли общей жизнью людей, это могло бы принести немало пользы. Религиозное государство мне импонирует заложенным в самой идее стремлением к Богу, оно должно обращаться к высшему и самому светлому в человеке. Монархия может также принести пользу, если монархом будет действительно разумный и гуманный человек, который сможет организовать остальных для их общего блага.
    Но, к сожалению, все эти великолепные идеи находят воплощение в нашей обычной жизни и реализуются обычным человеком. И человек, таков как он есть, привносит в любую организацию общественной жизни, в любой закон или традицию, то, что есть он сам. И получается, что под любым названием или написанными непонятно для кого бумажками - конституциями, законами, резолюциями и так далее, прячутся все те же страх, жадность, лицемерие, самолюбие, леность, а самое главное - ненависть и равнодушие людей друг к другу.
    Красивые слова всегда покрывали темные делишки людей. Поэтому, я не отдавал бы предпочтения ничему. Нам нужно учиться жить в любых внешних условиях, которые, кстати, всегда складываются целиком по воле случая и внешних, недоступных людям, влияний. Внешне принимая все, нужно стремиться использовать это для нашей цели, и поменьше уделять внимания словам.
    Несколько затянувшийся ответ Зурама, как всегда, показался в чем-то правильным, а в чем-то спорным. Но продолжить дискуссию в тот раз не удалось, поскольку он предложил перейти к практическим упражнениям и продолжить тему в другой вечер, если в этом будет необходимость…

о пути

Next post
Up