Давно собиралась рассказать об очень важной для меня книге. Сейчас стала её листать и поняла, что обязательно надо перечитать внимательно, взрослыми глазами, что книга эта не только для учеников, но и для студентов, и для взрослых дяденек и тётенек, которые всю жизнь учатся новому и разбираются в себе. И ещё для тех, кому приходится вдохновлять, настраивать на учёбу день за днём. И всяческими словами воодушевлять - до "убила бы!"
В
"Моём тайном дневнике" есть такая запись: "Результаты эксперимента по ботанике весьма положительные (отличные). Сегодня 3 ноября, а вчера я начала опыт с фасолью. Первую фасоль выну 4-го, после школы, вторую - 7-го, третью - 10-го, четвёртую - 13 ноября".
Главное тут не в фасоли, а в эксперименте над собой. Это я в "Пионере" прочитала главу будущей книги Симона Львовича Соловейчика "Учение с увлечением". А может, Симон Львович и не знал, когда печатал свои материалы в "Пионере", что из них получится книга, роман.
Соловейчик в "Пионере" спрашивал меня в лоб: "Могут ли все школьные предметы быть интересными?" И обещал, если я решусь на эксперимент над собой, доказать, что и самые скучные уроки можно полюбить.
К эксперименту, "преисполнив сердца мужеством", подключились самые смелые читатели. Сначала нужно было выбрать учебный предмет, который не давался. Кажется, в журнале (а в книге точно) приводилась статистика:
"География - 328 человек.
Родной язык - 251 человек.
Математика - 212 человек.
Физика - 200 человек.
Иностранный язык - 175 человек.
Ботаника - 104 человека.
Зоология - 100 человек.
Литература - 47 человек.
Химия - 33 человека.
Анатомия - 28 человек."
Я была с теми, кто не любил ботанику, и это мне серьёзно и обстоятельно объяснял Соловейчик, как важно хоть чуть-чуть заинтересовать себя и попробовать вообразить, что я люблю эту скучную ботанику. В книге, кстати, речь шла не только о полюблении скучных предметов, но и о тренировке памяти, внимания. Соловейчик подсказывал, как лучше распределять время, когда делаешь домашнюю работу, как учить, как слушать на уроке. Книга была разбита на главы: "Учение", "Увлечение", "Время", "Воля", "Вера в себя", "Умственный труд", "Труд души", "Внимание", "Память", "Уроки в школе", "Уроки дома"... А какая отличная глава "Чтение"!
Каждая глава заканчивалась разделом "Опыты на себе". Первый эксперимент проходил у меня в соответствии с подробной рекомендацией Соловейчика:
"Начнём опыт немедля и не раздумывая, не откладывая даже до окончания этой книги.
Выберем самый трудный, нелюбимый предмет и, когда будем садиться за работу, подготовимся сначала психологически: потрём руки, улыбнёмся, скажем (лучше вслух): "Я люблю заниматься геометрией!" - а можно даже перекувырнуться, как делает Катя Тукмачёва, хотя, конечно, не обязательно.
Будем делать уроки со всей тщательностью, на какую только мы способны. Для этого отведём работе время с лихвой и больше не станем думать о времени и сроках!
Продолжим опыт десять, пятнадцать дней - до тех пор, пока не придёт первый успех и мы не почувствуем, что и вправду интересно. После этого не бросим опыт, а будем продолжать его, пока нормальное учение не войдёт в привычку и опыт перестанет быть опытом, а станет нормой".
Я наводила порядок на столе, брала в руки учебник ботаники, начинала улыбаться и говорить себе, себя убеждая: "Я люблю тебя, дорогая моя ботаника!"
Соловейчик объяснял, что увлечение предметом приходит обычно после первого успеха. Но что надо было считать успехом? Хорошую отметку? Но тогда надо дождаться вызова к доске. А не вызвали - значит, неуспех?
Сейчас нашла цитату, которую помнила очень долго:
"Андрей Баранов из Московской области написал: Меня не вызвали ни разу, как я ни старался и ни поднимал руку (выше всех). Так что сдвигов никаких, кроме двойки, которую я получил в завершение опыта. Двойка не за ошибки, а за содержание. В качестве примера на местоимение я написал предложение: "Его несли на кладбище". Это почему-то не понравилось учительнице. По-моему, человек не может заинтересоваться скучным делом.Андрей."
Соловейчик терпеливо учил:
"Чтобы с нами не случилось такой истории и не пришлось бы наше увлечение "нести на кладбище", будем считать за успех не вызов-отметку, а собственный наш интерес. Будет интерес - рано или поздно будут хорошие отметки, это обязательно, это и доказывать не нужно!
А если всё же ничего не получается? Тогда поступим так, как Оля Тихоновецкая из совхоза имени Чкалова, павлодарской области. Она записала в свой план действий:
"В случае неудачи повторить всё сначала".
А чем закончились мои опыты на себе?
1) Я полюбила ботанику. Думаю, не столько из-за опытов, сколько из-за Риммы Петровны, любимой нашей учительницы.
2) Я с большим удовольствием бросила музыкальную школу и стала ходить в живой уголок. Там после испытательного срока, когда нужно было ухаживать за грачом Мишкой, мы с моей подругой Светкой стали ответственными за волнистых попугайчиков.
Тем, кто дочитал, - БОНУС
Именно в этой книге я впервые увидела строчки Уолта Уитмена. Выпишите их себе в блокнотик и читайте, когда грустится:
Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя,
Ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя,
Ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя,
И какие других наслаждения ждут, такие же ждут и тебя!