В BiblioГиде встретила очень резкое высказывание об этой прозе: "Странная, несуразная, утомительная бредятина". Как-то, знаете, я не согласна.
Я хочу написать о "Тени на каменной скамейке" Марии Грипе не очень основательно - без ссылок на биографию этой шведской писательницы и на другие её книги. Скажу только, что несколько лет назад читала повесть "Навозный жук летает в сумерках..." (тоже для среднего и старшего школьного возраста) и уже подзабыла. Наверняка со временем позабуду и "Тень на каменной скамейке", тогда и загляну в эту запись, как заглядывают в дневник.
Книга похожа на долгую вечернеукаминную историю. Иногда она захватывает тревожным и странным приключением, иногда досаждает длиннотами. Кажется, длинноты эти уводят от главного, но какой рассказ без слегка тормозящих действие подробностей! А самым важным в книге для меня стало вот что: мне всё время хотелось узнать, что дальше.
Главная героиня повести - четырнадцатилетняя Берта. Это она рассказывает о своей семье. У неё есть старший брат Роланд и младшая сестра Надя. Берта очень любит маму и папу, но, говоря о них, не скрывает и тех черт, которые ей не нравятся и которые особенно видны в родителях, когда нам 14. Например, она замечает, что её "добросердечная и доверчивая" мама бывает беспомощной и слабой и боится сама принимать решения, а папа занят "тем, о чём трудно что-либо сказать толком". Он преподаёт в школе историю, но Берта думает, что это для него мучение, потому что он всё время стремится к уединению, чтобы наконец закончить книгу о великом мыслителе XVIII века Эмануэле Сведенборге.
flying_cheetah, книжным предпочтениям которой я очень доверяю, пишет, что излюбленный жанр Марии Грипе - это "одновременно сказка, детектив и роман взросления". Берта из "Тени на каменной скамейке" - ещё один чудесный экземпляр в моей коллекции "книжных девочек". Она знает, что растёт в тепличных условиях и почти не сталкивается с реальной жизнью, но, взрослея. понимает, что в их "избалованной" семье есть место искренним чувствам и преданности. Берта начинает сознавать, что её родители, хотя и привязаны друг к другу, очень одиноки. "Повзрослев, я стала жалеть маму", - признаётся Берта. Она видит: весь мир мамы был заключён в детской. Но дети выросли. А вот что говорит Берта о папе: "Когда теперь, годы спустя, я думаю о своём отце, в памяти встаёт образ человека с очень красивым, тонким и живым лицом, на которое я смотрю откуда-то издали снизу вверх, человека, который удивляет и волнует меня и которого мне так хотелось бы разгадать". Я люблю эти строчки, несмотря на сразу три "которых".
Ещё один член семьи - экономка Свея. Она живёт в доме уже много лет и любит повторять, что "иметь такую экономку - честь для любого дома". Порой именно Свею хочется назвать главой семьи: мама ничего не предпринимает без её поддержки, а Берта замечает, что Свея нарочно плетёт интриги, чтобы сделать всё по-своему. В конце повести она попросит за это прощения у хозяйки. Но не буду перескакивать.
История, собственно, начинается с того, что в этом большом и "довольно унылом" доме, где почти не бывает гостей, появляется Каролина, новая горничная. держится она непринуждённо и, кажется, ничуть не робеет, чем сразу вызывает негодование Свеи, по мнению которой самый тяжкий грех - не знать своего места. Редкая горничная понравится Свее, но даже она не может устоять перед обаянием Каролины. А остальные домочадцы сразу чувствуют, что знали эту девушку всегда. С её приходом каждый день становится похож на праздник.
Вместе с Каролиной в дом проникает тайна. Дело в том, что девушка ничего не рассказывает о себе. У неё как будто нет прошлого. Она не привозит с собой и не расставляет на комоде рамочки с портретами близких , хотя обожает рассматривать альбомы со старыми фотографиями.
Каролина попала в дом по рекомендации бабушки, матери хозяина О бабушке ещё расскажу - и пора останавливаться. О! Это удивительная женщина! "С бабушкой никогда не знаешь ничего наверняка", - говорит о ней Берта. Она обожает "огорошить всех и появиться с кучей подарков". Подарки, кстати, у неё всегда особенные. а на Рождество она обязательно дарит всем книги.
Однажды Берта, чтобы посмотреть, какие книги достались на Рождество папе и маме, вбегает в библиотеку и в полумраке видит бабушку. Бабушка утешает кого-то - сына? невестку? - и шепчет: "Не думай, что я не понимаю. Слышишь, дорогая детка?.."
К кому обращается бабушка? В истории Марии Грипе много тайн и загадок. А ведь "Тень на каменной скамейке" - это только первая часть тетралогии.
Я в предвкушении.
И вас попробовала заманить.