Помню, в моей любимой газете "Первое сентября" Симон Львович Соловейчик советовал приберегать на лето серьёзные, обстоятельные, тягучие книги - для них как раз хорошо, когда есть много свободного времени. Я составила список летнего чтения, но заметила про себя, что "серьёзных" книг туда почти не вошло.
А в путешествие что брать? И вообще стоит ли читать, когда надо смотреть, смотреть, смотреть и всеми клеточками запоминать красоту лета?
Но мне предстояли поезд и долгие автобусные дороги, и я скачала в свой невесомый PocketBook Кеннета Грэма. На обложке герои плыли в далёкую даль, и мне показалось, что взять такую книгу в поездку - самое то (вы, наверное, "Ветер в ивах" все читали, а я, к сожалению, прошла мимо).
Переводы не сравнивала, а скачала первый - Ирины Петровны Токмаковой.
Помните, с чего начинается "Ветер в ивах"? В маленьком домике, который спрятался в глубине земли, живёт Крот, он как раз занимается уборкой: вытирает пыль, вычищает все уголки и даже приступает к побелке потолка:
Но в воздухе бродит весна, и её зов таинственным образом проникает в норку Крота. С криком "Провались она совсем, эта уборка!" выкарабкивается он из дома "в неясном стремлении отправиться куда-то" и "достичь чего-то, неизвестно чего",
Я сидела в плацкартном вагоне поезда "Волгоград-Москва" и смотрела в окно. Иногда я опускала глаза в книгу и понимала, что читаю о себе:
"На свете было так хорошо, что прямо не верилось!.. Все двигалось, радовалось и занималось делом. И вместо того чтобы услышать голос совести, укоряющий: «А побелка?» - Крот чувствовал один только восторг от того, что был единственным праздным бродягой посреди всех этих погруженных в весенние заботы жителей. В конце концов, самое лучшее во всяком отпуске - это не столько отдыхать самому, сколько наблюдать, как другие работают".
Мой дорогой Крот останавливался у реки и встречал там Водяную Крысу - дядюшку Рэта. О, чудесный дядюшка Рэт, тонкий, деликатный, внимательный! Пригласив Крота на прогулку по реке, он не забыл взять с собой тяжёлую плетёную корзинку, где лежала жареная курочка. Эти строчки замечательно шли под бутерброды с колбаской и сладкий чай.
Дядюшка Рэт знал о реке всё. Ему никогда не бывало скучно, ведь берега реки густо заселены разным народом. Здесь обитали выдры, зимородки, шотландские курочки. Дядюшка Рэт рассказал Кроту о том, что за прибрежными лугами начинается Дремучий Лес.
- А что за Дремучим Лесом? - решился спросить Крот спустя долгое время. - Там, где синева, туман и вроде бы дымят городские трубы, а может, и нет, может, это просто проплывают облака?
- За Дремучим Лесом - Белый Свет. А это уже ни тебя, ни меня не касается. Я там никогда не был и никогда не буду, и ты там никогда не будешь, если в тебе есть хоть капелька здравого смысла. И, пожалуйста, хватит об этом.
Вместе с дядюшкой Рэтом и милым Кротом я ехала в сторону Белого Света.
А что читаете летом вы?