Навеяно ветками на ВИФе. Поумствую и я, т.к. мнение тоже имею:)
КМК, вполне годная система для 1940 года. Да и не было другой на тот момент. Спекуляции Шашмурина на тему "преступника" Духова (цитирую по ВИФу) представляются необоснованными. Можно было, конечно, обождать с серийным производством до появления "идеальной" 8-скоростной коробки с демультипликатором, но вот вопрос когда бы она появилась без работ по совершенствованию КПП КВ-1 и работ над КПП для КВ-3. И сколько было бы в частях танков КВ к 22.06.1941.
Фото трансмиссионного отделения в открытом виде.
А так в серии удалось устранить некоторые дефекты коробки и повысить качество её изготовления, даже не смотря на то, что основные силы КБ направлялись на работу над КВ-3 и др.
Отзывы из частей, конечно, говорят о том, что КПП продолжала оставаться одним из "узких" мест танка КВ. В марте 1941 в ЗапОВО проводили учения с участием 12 танков КВ-1 выпуска октября 1940 года, которые прошли 169 км. О КПП в отчете об учении значится следующее (цитирую по ФИ Коломийца "Танки КВ в июне 41"): "КПП. Дефектов в работе КПП не обнаружено. Затруднительно включение передач из-за неудобного переключения и конструкции кулисы, которая не позволяет водителю работать на "ощуть" (не глядя)". В отзыве танкистов 5-го ТП от начала августа 1941 года также приводится подобная информация: "Трудно управляема, часты закусы передач - выбивают ручником, особо трудно включение 1-й передачи. Работа водителя весьма напряженна". Проблемы с включением передач частично можно объяснить незначительным опытом управления танком КВ у механиков-водителей.
Фото коробки танка из Всеволожска. Фото потырено
тут.
В качестве заключения следует сказать, что при наличии в танковых частях подготовленного личного состава и эвакуационных средств в должном количестве продолжительность "жизни" танка КВ в общем и его КПП в частности была бы гораздо выше.