Объявление с WW2: "Продается верхний люк с башни КВ-1 в хорошем состоянии с механизмом, оригинал, найден отдельно от танка, цена 25т руб, находится в Новгородском р-не...(весит наверное около 80-100кг)".
"Оригинал" и вес 100 кг, видимо, должны подчеркнуть большую ценность (25 тыр) данного люка.
Судя по матчасти и месту находки, этот люк вполне мог быть с машины из 5-го танкового полка и, значит, есть смысл продолжить читать материалы военинженера 3 ранга Иванова.
Читаем пункт за номером 10 - "Люки башни и радиста". У экипажей танков КВ 5-го ТП к люкам было две претензии. Первая - "Замки работают плохо. Часты случаи прибегания к молотку". Вторая - "В открытом положении без закладки не держатся и на толчках закрываясь наносят удары экипажам. Постановка закладки между петлей и люком и съемка ее требует много времени и усилий". Соответственно требовалось обеспечить надежную работу замка и поставить стопор для фиксации люка в открытом положении. Товарищем Котиным против этого пункта начертано - "Учтено".
Каким образом неприятности с люком были учтены заводом еще предстоит уточнять.