В ходе недавних разбирательств с
боями в окрестностях деревни Выбор Новоржевского района Псковской области в немецких документах из NARA, которые недавно стали доступны всем желающих, удалось обнаружить отчетные бумаги артиллеристов из 126-го артполка 126-й пехотной дивизии о использовании артиллерии 126-й ПД в боях 12 - 20 июля 1941 года в районе Новоржева.
Интересны эти бумаги тем, что артиллеристы дополнительно указали калибры орудий атаковавших их позиции в боях под Новоржевом русских танков.
Напомню, что 126-я пехотная дивизия до района Пушкинских Гор и Новоржева никаких боев не вела, а её артполк имел в наличии всю положенную матчасть (36 легких 105 мм и 12 тяжелых 150 мм гаубиц на конной тяге). Кроме того, дивизии был дополнительно подчинен дивизион 47-го артполка (8 тяжелых 150 мм гаубиц на мехтяге).
Днем 16 июля 1941 года немцы в Новоржеве зафиксировали атаки тяжелых танков, некоторые из которых были с 15 см пушками (zum Teil 15 cm Geschütze). Эти атаки были отбиты с помощью огня четырех артиллерийских дивизионов (I., III., IV./A.R.126 и II./A.R. 47 ), которые расположились на позициях севернее города.
В следующей атаке на Новоржев вечером того же дня один из тяжелых танков был подбит выдвинутыми в сам город 105 мм гаубицами III./A.R.126, но смог уйти с сильным дымом (starker Rauchentwicklung).
В ночь на 17 июля артогнем была отбита еще одна атака с участием тяжелых танков, два из которых - один с 15 см пушкой и один с 7 см пушкой (einer mit 15 cm Geschütz und einer mit 7 cm Geschütz) - остались стоять на окраине города и были захвачены.
На снимках оставленных в Новоржеве танков КВ-2 №76 и экранированного КВ-1 №80, в том числе и на тех, которые привел в этой записи, повреждения от артиллерийского огня отсутствуют. К сожалению, в темное время танки просто застряли и не были сразу эвакуированы вследствие полного отсутствия в 21-м мехкорпусе подходящих средств эвакуации.
Утром 17 июля в районы севернее Новоржева в ходе вышел
отряд майора Горяинова, который через Стехново и Губкино атаковал колонну опергруппы штаба 126-й ПД, подразделения её батальона связи и саперного батальона, которые начали беспорядочный отход на юг, оставив без прикрытия позиции 150 мм гаубиц IV./A.R.126. Три гаубицы при этом были уничтожены прямыми попаданиями. Был убит командир одной из батарей, а начальник штаба дивизиона тяжело ранен.
От дальнейших потерь IV./A.R.126 спасли тягачи из II./A.R. 47, которые под огнем наших танков смогли снять оставшиеся орудия с огневых позиции.
Ответным огнем IV./A.R.126 удалось вывести из строя два тяжелых танка с 15 см пушками (zwei schwere Panzer mit 15 cm Geschützen), а один танк с 4,5 см пушкой уничтожить.
На нижеследующем фото из той же подборки, что и вышеприведенные снимки с танками КВ, виден танк Т-26, который, очень похоже, был опрокинут в результате близкого взрыва тяжелого снаряда. Все снимки были подписаны как Новоржев.
Тут следует добавить, что согласно информации из дивизионных документов 42-й ТД по технической части никаких танков Т-26 в районе Новоржева эта дивизия не теряла. Так что получается, что это также одна из машин 25-го танкового полка 163-й МД.
Насколько помню, в Журнале боевых действий 163-й МД, который ныне доступен на сайте Память народа, есть информация о том, что выходящие из ремонта в Бежаницах танки Т-26 из 163-й МД подчинялись командованием 21-го мехкорпуса себе.
И еще такой момент. В комментариях к записи про
Селихновский мост приводили информацию от местных жителей о том, что в окрестностях деревни Вече Пушкиногорского района Псковской области был оставлен танк КВ.
Так вот в отчете 126-го артполка приведена информация о том, что 16 июля 1941 года в окрестностях деревни Лобаны (3 км западнее деревни Вече) 105 мм гаубицами из II./A.R.126, который поддерживал продвижение 424-го ПП на Пушкинские Горы с севера, был выведен из строя (?) танк с 7,5 см пушкой (Panzer mit Geschützen vom Kaliber 7,5 und 12 cm Granatwerfer werden von II.A.R. 126 ausser Gefecht gesetzt.).
Пока всё. Буду разбираться теперь с этой информацией.