В боях под Кременчугом. 3-я танковая бригада.

Dec 25, 2023 19:06

     Продолжение. Начало здесь и здесь.

В этой записи речь пойдет о танках КВ-1 из 3-й танковой бригады, которая в начале сентября 1941 года закончила формирование в Харькове. 5 сентября 1941 года бригада убыла на Юго-Западный фронт в район Полтавы, где поступила в распоряжение командующего 38-й армии.



Для привлечения внимания использую фотографию танка КВ-1 производства ЛКЗ выпуска середины августа 1941 года из 10-й танковой бригады 21-й армии Юго-Западного фронта, который был потерян 17 мая 1942 года в районе села Вергелевка Харьковской области. Но возможно, что изначально эта машина принадлежала именно 3-й танковой бригаде.

     3-я танковая бригада начала формироваться в Харькове с 23 августа 1941 года на базе 37-й танковой дивизии. По состоянию на 4 сентября 3-я танковая бригада насчитывала 93 танка, в том числе 7 КВ-1 и 22 Т-34, и 15 тракторов "Ворошиловец".
     Танки КВ-1 бригада, скорее всего, получила с транспортом № 20092 ("Харьков, 3-я ОТБР"; 7 танков КВ-1 с зав. №№ М-5010, М-5011, М-5015 - М-5019), который уехал из Ленинграда в 22 часа 17 августа 1941 года. Однако, возможно, данная отгрузка по прибытию в Харьков могла быть разделена между несколькими танковыми частями.

5 сентября 1941 года 3-я ТБР погрузилась в эшелоны и убыла в район Полтавы в распоряжение Главкома Юго-Западного направления. После выгрузки из эшелонов 6 сентября 1941 года 3-я ТБР сосредоточилась в лесу в 6 км к востоку от Полтавы.
     Вечером 7 сентября дня бригада была передана в состав 38-й армии и согласно приказа командующего этой армии должна была к утру 9 сентября сосредоточится в районе села Добиневка Кобелякского района Полтавской области бывшей УССР. Однако выйти в этот район в установленные сроки бригаде не удалось из-за размытых проливным дождем дорог. Поэтому наступление перенесли на утро следующего дня.

Дальнейшие боевые действия 3-й ТБР в сентябре 1941 года довольно подробно освещены в Истории 3-й танковой Чаплинско-Будапештской Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады, которая ныне доступна на сайте Память народа (ссылка).

3-я танковая бригада, находясь в оперативном подчинении командира 5-го кавкорпуса, в 8 часов 10 сентября перешла в наступление на Добиневку, Озеры и дале на Колесники и Мотрино. Танковый полк стремительной атакой выбил противника из Озеры и продолжая развивать наступление к 12 часам занял Колесники, но не поддержанный пехотой, вынужден был вести тяжелый затяжной бой юго-западнее Колесники.
     Мотострелковый батальон бригады, одновременно с танками начавший атаку на Добиневку был встречен сильным минометным и пулеметным огнем. Противотанковые пушки Т-16 (бригаде вместо штатных противотанковых орудий при формировании были выданы вооруженные 45 мм орудием бронированные трактора Т-16), действовавшие как орудия сопровождения, были быстро расстреляны артиллерией противника. Легкие танки 2-го танкового батальона, которые действовали с мотострелковым батальоном, существенной поддержки оказать не смогли.




На помощь мотострелковому батальону командир бригады полковник Шимкович бросил группу тяжелых танков КВ, которая атаковала вражеские позиции с тыла. В результате этой атаки части бригады к исходу дня с боем заняли южную и юго-восточную окраину Добиневки. Однако на северной окраине этого села три танка застряли в протекающем через Добиневку заболоченном ручье.
     После этой атаки танки бригады отошли на исходные позиции. Застрявшие в ручье танки позже были эвакуированы танком лейтенанта Тулушева Николая Кузьмича.

В бою за Озеры и Добиневку по сведениям из оперативной сводки штаба 3-й ТБР на 23 часа 10 сентября, 3-я танковая бригада нанесла противнику большие потери - уничтожено до 3 батальонов пехоты, 5 артиллерийских и 7 минометных батарей, 1 зенитное орудие. Взято в плен 2 солдата и 1 тяжелораненый офицер из 76-й пехотной дивизии.

В бою отличился командир батальона тяжелых и средних танков 3-й танковой бригады капитан Романов Николай Иванович. В районе Колесники его танк КВ-1 "...был подбит снарядом тяжелого орудия противника, орудие и башня танка были выведены из строя. Тов. Романов был контужен и ранен в правую руку и правую щеку, но не вышел из боя, а пересел в другой трак и продолжил руководить боем".
     Ниже привожу фотоснимок капитана Романова из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ, которая ныне доступна на сайте Память народа.



Капитан Романов Николай Иванович

К сожалению, этих боях за Озеры и Добиневку 3-я танковая бригада понесла значительные потери. Сгорело шесть легких танков, два БА и 4 трактора Т-16 из противотанковой батареи МСПБ. Было подбито три танка КВ, восемь Т-34 и четыре легких танка. В личном составе потери составили убитыми 51 человек и ранеными 154 человека.
     Эти потери были приведены в оперативной сводки штаба 3-й ТБР на 23 часа 10 сентября, поэтому они, видимо, неполные.

По сведениям из немецких документов 76-й пехотной дивизии, удар 60 танков, из которых одну треть составляли тяжелые, пришелся на левый фланг 203-го пехотного полка. Обороняющаяся там 10-я рота была разгромлена и беспорядочно отступила. Командир этой пропал без вести, а все приданное ей полковое тяжелое вооружение было утрачено.
     Три 37 мм пушки оказались бесполезными и были раздавлены танками. Один 5 см Pak сумел подбить три средних танка, после чего был разбит прямым попаданием снаряда.

После захвата Озеры часть танков повернули на запад на Колесники, а часть - на юг на Григоро-Бригадировку. Однако эти атаки были отбиты с помощью 105 мм гаубиц, которые подбили несколько прорвавшихся танков. Всего за 10 сентября 76-я ПД отчиталась о 10 подбитых в её полосе танках, из которых один был 52-хтонным.
     Утром 11 сентября командиру саперного батальона 76-й ПД получил приказ взорвать подбитый 52-хтонный танк, в котором находился экипаж, обстреливающий немцев из пулеметов. Однако информации о выполнении этого приказа в документах 76-й ПД, которыми поделился ув. rilarwmw за что ему большое спасибо, я не нашел.

Возможно, враги пытались подорвать КВ-1 лейтенанта Ильина Николая Григорьевича, который был "...подбит, но лейтенант тов. Ильин его не бросил. Противник пытался его взорвать. Экипаж уничтожал противника гранатами и не дал возможности взорвать танк". Позже танк Ильина, видимо, сумели эвакуировать, так как в 3-й ТБР возможности для этого имелись.



В ночь на 11 сентября по приказу штаба 5-го кавкорпуса 3-я ТБР перебрасывается в районе села Сушки, из которого должна была наступать во взаимодействии с пехотой 199-й СД в направлении Пригаревка - Лошкани.
     В 15 часов танки 3-й ТБР атаковали Пригаревку, продвинувшись вперед на 200 - 300 метров, пехота была отсечена сильным артиллерийско-пулеметным огнем от танков и залегла.

Танки без поддержки пехоты ворвались в Пригаревку и до конца дня вели там бой, уничтожив по сведениям штаба 3-й ТБР 13 противотанковых орудий, 5 минометов, 7 станковых пулеметов и четыре 105 мм гаубицы.
     В ходе этого боя было подбито шесть танков, в том числе один КВ-1 и два Т-34. Возможно позже некоторые подбитые танки удалось эвакуировать, однако при эвакуации своего танка с поля боя был убит командир взвода тяжелых танков лейтенант Бурдин Григорий Кузьмич.



Лейтенант Бурдин Григорий Кузьмич

По документам 97-й дивизия получается, что в подходящее время танковая атака с тяжелыми танками состоялась в районе Лошкани - Фешенки. Танки прорвали линию немецкой обороны, но следующая за ними пехота была уничтожена. 6 тяжелых танков раздавили две 105 мм гаубицы и несколько домов, в одном из которых находился штаб батальона, но затем были уничтожены.

На следующий день 3-я ТБР перешла в район Александровка - Чечужина в резерв 38 армии с задачей быть в готовности нанести контрудар в случае прорыва обороны противником. Всего в боях 10 - 11 сентября бригада безвозвратно потеряла 8 танков, было подбито 24 танка, 1 БА и 1 трактор "Ворошиловец". Возможно подбитая техника после боев была эвакуирована на СПАМ.
     На следующий день 3-я ТБР была выведена в резерв Главкома Юго-Западного направления и получила приказ на передислокацию в район села Белоцерковка Полтавской области к западу от Полтавы, где снова действовала в оперативном подчинении 5-го кавкорпуса.

Однако танки КВ, видимо, при этом оставили в ремонте на СПАМах в окрестностях Полтавы, потому что в числе боеготовых танков бригады они не упоминаются до конца сентября 1941 года.
     Позже при переводе танков КВ 3-й ТБР с одного из СПАМов, который располагался в окрестностях поселка Чутово Полтавской области бывшей УССР, один танк проломил мост через речку Быстрая в районе Рублевки и затонул в реке. Экипаж танка спасли, но сам танк,видимо, эвакуировать не удалось, так как 4 октября эвакуационная группа в Рублевке была обстреляна немцами, при этом был подбит трактор и ранено два водолаза.

6 октября 1941 года бригада выбыла на доукомплектование в Харьков. Оставшиеся танки КВ-1 к этому времени находились на СПАМе в Ахтырке, откуда, вероятно, их вывозили уже в Воронеж. Полных сведений о безвозвратных потерях 3-й ТБР в боях сентября 1941 года у меня, к сожалению, нет.

Теперь по немецким фотоснимкам танков КВ-1 из 3-й танковой бригады. Оказалось, что у меня таковых не оказалось, хотя раньше до этих разбирательств считал, что есть даже два подходящих варианта. О этих вариантах будут отдельные рассказы уже в следующем году.
     На этом пока всё. Позже тему постараюсь доработать, так что исправления и дополнения приветствуются. Приветствуются также любые привязки по танкам КВ по Полтаве и Харькову, потому что мог что-то пропустить.

КВ-1, Харьков, 3 ТБР, танкисты

Previous post Next post
Up