Продолжение. Начало
здесь.
В этой записи речь пойдет о танках КВ-1 из 132-й танковой бригады, которая в начале сентября 1941 года прибыла в состав 38-й армии из резерва Главкома Юго-Западного направления.
На вышеприведенном снимке запечатлен танк КВ-1 производства Ленинградского Кировского завода выпуска весны 1941 года одной из танковых бригад Юго-Западного направления, который на профильной странице сайта учтен под номером 134.
Этот танк в августе - сентябре 1941 года прошел ремонт и модернизацию на одном из заводов города Харьков Харьковской области бывшей УССР. Именно такими танками КВ-1 была укомплектована и 132-я танковая бригада.
132-я танковая бригада была сформирована на базе 11-й танковой дивизии Южного фронта в начале сентября 1941 года в районе Запорожья. Значительная часть этой дивизии, в том числе оба танковых полка, не попала в окружение под Уманью и была отведена на восстановление в район города Павлоград Днепропетровской области бывшей УССР.
Начиная с 16 августа на станцию Павлоград для 11-й ТД начала прибывать материальная часть из Харькова после ремонта на заводе №183 и Харьковском турбогенераторном заводе (ХТГЗ), а также с рембазы №12. Напомню, что с 4 августа 1941 года по Постановлению ГКО №390 все завезенные на ремонт на харьковские заводы танки отправлялись после него в танковые части юго-западного направления.
Согласно информации с сайта по танкам Т-34 (Желтов И.Г., Макаров А.Ю. "Харьковские «тридцатьчетверки»", сайт Т-34 Информ), "...в середине июля 1941 г. к ремонту поступавших с фронта танков и тракторов приступили и на самом заводе № 183. О том как это происходило подробно изложено в сводке № 620с, составленной районным инженером ГАБТУ КА на заводе № 183 Д.М. Козыревым 1 августа 1941 г.:
«С 15 Июля с.г. на завод № 183 начали прибывать с фронта в ремонт машины Т-34, КВ и трактора "Ворошиловец" и "Коминтерн". Ремонт Т-34 организуется на заводе № 183, первые машины ремонтируются в сдаточном цехе танкового отдела, для основной базы ремонта занята территория и помещения строительства за пределами завода, куда уже завезена значительная часть прибывших в ремонт машин и производится их дефектовка и разборка. Для организации ремонта выделены опытные руководители-танкисты и старые кадровые рабочие и техники танкового отдела.
Ремонт КВ по решению Обкома КП(б)У организуется на Харьковском Турбо-Генераторном заводе, куда уже с 21/VII-41 г. завозятся машины и лишь первые 8 машин завезены на завод № 183 и будут отремонтированы последним в отделе "500". Трактора "Ворошиловец" и "Коминтерн" ремонтируются в тракторном отделе завода № 183.
Объем ремонта по всем машинам, принято решение определить по каждой машине в отдельности, в зависимости от ее фактического состояния. Основными трудностями в быстром выпуске машин из ремонта является своевременное обеспечение ремонта деталями по основным механизмам как: коробка перемены передач, главный фрикцион, вентилятор, колеса и другие, которыми при настоящем положении механические цеха не обеспечивают конвейер.
Особенно решающим это обеспечение является для машин КВ, т.к. Кировский завод до настоящего времени ни только не прислал деталей, но даже не прислал опытных работников для помощи наладки ремонта, ознакомления с машиной и отработки хотя бы временных условий ремонта»" (
Т-34 Информ).
Заводскими номерами отремонтированных в Харькове в августе 1941 года и отправленных в танковых части Юго-Западного фронта танков КВ с широкой общественностью поделился ув.
vnezd (
ссылка).
Из числа отремонтированных на заводе № 183 на станцию Павлоград 14 августа отправили танк КВ-1 с зав. № М-4593, ранее принадлежащий 12-й ТД 8-го мехкорпуса ЮЗФ, а 18 августа танки с зав. №№ М-4642 и А-3710, ранее принадлежавшие 32-й и 8-й танковым дивизиям 4-го мехкорпуса ЮЗФ соответственно.
Еще пять танков КВ в 11-ю ТД отгрузили, скорее всего, с ХТГЗ, однако конкретный адресат для отправок с этого завода в документах не указан. Всего же в августе 1941 года с ХТГЗ отгрузили девять танков КВ.
11 августа 1941 года с ХТГЗ отгрузили три танка КВ-1 с зав. №№ М-4591, М-4585 и М-4579, ранее принадлежащие 12-й ТД 8-го мехкорпуса ЮЗФ, и два КВ-2 с зав. №№
Б-9652 и Б-9658, ранее принадлежавшие 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса ЮЗФ. 14 августа отправили танки с зав. №№ М-4575 и М-4606, ранее принадлежавшие 12-й и 32-й танковым дивизиям соответственно, а 17 августа - танки с зав. №№ А-3700 и М-9605, ранее принадлежавшие 8-й и 12-й танковым дивизиям соответственно.
Согласно сведениям из ЖБД 11-й танковой дивизии, 16 августа 1941 года в 21-м ТП дивизии уже числилось пять танков КВ. На 20 августа в этом же полку было уже шесть танков КВ, из них один неисправный. 20 августа в 22-й ТП 11-й ТД прибыло еще два танка КВ.
19 августа 1941 года 11-я ТД по приказу командующего Южным фронтом была переведена в район города Запорожье для обороны города и, в дальнейшем, вела отдельными частями бои в его окрестностях до конца августа 1941 года.
31 августа на базе частей 11-й ТД начала формироваться 132-я танковая бригада. Уже 5 сентября 132-я ТБР начала передислокацию в район Полтавы в резерв Главкома ЮЗН, однако уже в пути место назначения бригады было изменено.
К 16 часам 6 сентября 1941 года бригада сосредоточилась в районе села Александровка Козельщинского района Полтавской области, где вошла в состав 38-й армии ЮЗФ. Всего на эту дату в 132-й ТБР числилось по списку 63 танка, в том числе восемь КВ, и 10 тракторов "Ворошиловец".
Дальнейшие боевые действия 132-й ТБР в сентябре 1941 года уже подробно освещены в общедоступной сети Интернет на базе документов ЦАМО РФ с сайта Память народа и немецких документов в Живом журнале
tankoved34 (
ссылка). Так что я только кратко напишу по боям с участием танков КВ.
7 и 8 сентября танкисты 132-й ТБР вместе с пехотой из 199-й и 304-й стрелковых дивизий атаковали позиции немецких 100-й и 97-й легкопехотных дивизий в окрестностях населенных пунктов Штефани и Пригаровка. К сожалению, продвижение было незначительным. За эти дни 132-й ТБР всего потеряла 27 танков, из них один КВ был подбит (
ссылка).
9 и 10 сентября танковая группа 1-го танкового батальона 132-й ТБР (шесть КВ и четыре Т-34) вела наступление на деревни Штефани и Старчи. В этих боях сгорело два танка КВ, в том числе танк командира тяжелой танковой роты лейтенанта
Пилипенко Константина Романовича, а три КВ были повреждены - у одного танка заклинило башню и были выведены из строя курсовой и кормовой пулеметы, у второго сбит верхний люк башни, у третьего вышла из строя КПП.
В ходе атак вечером 10 сентября одному из танков КВ удалось прорваться в немецкий тыл в район деревни Селецьки. Во вражеском тылу танкисты обнаружили до полутора эскадронов вражеской кавалерии, дальнобойную и минометную батареи, а также противотанковую пушку. В ходе движения танка КВ кавалерия была разогнана с потерей до 15 всадников, артиллерия раздавлена, а ценная разведывательная информация доставлена в штаб 304-й стрелковой дивизии.
Есть, правда, вероятность, что в ходе этого рейда танк КВ был потерян и позже учтен в документах 132-й ТБР как сгоревший, так как немцы в своих документах зафиксировали уничтожение порвавшегося в их тыл вечером 10 сентября советского танка неустановленного типа (
ссылка).
11 сентября танкисты 132-й ТБР снова атаковали, но без особого успеха.
Утром 12 сентября бригада перешла к обороне и приступила к эвакуации ранее подбитой техники. На 14 часов 12 сентября в бригаде оставалось 18 танков, из них четыре КВ (
ссылка).
В 17 часов того же дня, видимо, бойцы мотострелкового батальона 132-й ТБр наблюдали бой одиночного СБ из 230-го СБАПа с семью немецкими "Мессершмиттами". Наш бомбардировщик был сбит и упал на дороге в районе Козельщина, Подгоровка южнее выс. 116,8.
Экипаж майора Афанасьева погиб.
13 и 14 сентября 132-я ТБР продолжала эвакуацию своей поврежденной матчасти, а затем начала отход в район города Кобеляки.
15 сентября к западу от Кобеляк в ходе атаки был выведен из строя танк КВ младшего лейтенанта
Васильева Аркадия Ивановича (возможно, его имя в наградном листе указано в искаженном виде и на самом деле его звали Алексей), который в этом бою погиб (
ОБД Мемориал).
Немцы из 295-й ПД в своих документах зафиксировали оставленный 52-хтонный танк после атаки к северу от деревни Улиновка, которая находится к юго-западу от города Кобеляки (
ссылка).
Младший лейтенант Васильев Алексей Иванович
Вечером 15 сентября 132-я ТБР оставила Кобеляки и начала отход в сторону поселка Новые Санжары Полтавской области и далее на Малое Перещепино. При этом 16 сентября в Новых Санжарах, возможно, были оставлены ожидавшие здесь эвакуации семь танков, в том числе два танка КВ.
В дальнейшем 132-я танковая бригада продолжила отход в северо-восточном направлении. 22 сентября она передала оставшуюся матчасть (три Т-34 и восемь тракторов "Ворошиловец") в другие части и выбыла на переформирование в район Харькова.
За период боевых действий 132-я ТБР потеряла подбитыми и по техническим причинам 60 танков (8 КВ-1, 14 Т-34, 24 Т-26, 14 БТ-7), из них 22 танка сгорело, в том числе два танка КВ. Однако эта бригада располагала десятью мощными тракторами "Ворошиловец" и сумела эвакуировать с поля боя 38 танков, в том числе 6 танков КВ. Два "Ворошиловца" при этом также были подбиты и затем эвакуированы.
К сожалению, судьба эвакуированной с поля боя техники пока неизвестна. Возможно, какая-то её часть могла быть вывезена на
станцию Кобеляки и отправлена по железной дороге в Харьков.
Теперь по матчасти танка КВ-1 с бортовым номером 3, снимки которого размещены пока только в иллюстративных целях. Хорошо видно, что на корпусе этого танка для защиты погона башни и люка в отделении управления были наварены броневые планки.
Точно такую же модернизацию ремонтных танков в августе 1941 года осуществляли на ЛКЗ, но такие танки в танковые части за пределы северо-западного направления не отправляли, потому что по другому Постановлению ГКО №391 от 4 августа 1941 года все ремонтные машины, которые прибыли в Ленинград, после ремонта выдавались на месте.
На снимках этого КВ-1 видна наваренные заплаты на левый борт башни довольно внушительных размеров. Эти заплаты указывают на то, что заменить башню возможности не было.
На базе этого наблюдения есть некоторые сомнения в том, что в августе 1941 года в Харьков привозили 90 мм башни из Ленинграда для замены полностью выведенных из строя башен. Но это в принципе возможно, так что ждем очередную главу книги "Харьковские тридцатьчетверки".
Согласно же вышеприведенной информации о заводских номерах танков 132-й ТБР в её составе могло быть целых четыре подходящих по матчасти танка выпуска 1940 года под версию с заменой башни, которую упомянул в
предыдущей записи.
На этом пока всё. Большое спасибо всем вышеупомянутым товарищам за труды и ценную информацию. Исправления и дополнения приветствуются.
Приветствуются также любые привязки по танку с бортовым номером 3, потому что мог что-то пропустить.