Эшелон на теперь известной станции Рязано-Уральской железной дороги

Oct 28, 2023 23:35

     В продолжение продолжения 2023 года об этом эшелоне. В комментариях товарищи помогли, видимо, закрыть эту тему.

С большой вероятностью, эшелон с подбитыми танками 102-й и 105-й танковых дивизий 24-й армии Резервного фронта немцы фотографировали на станции Дабужа линии Данков - Смоленск бывшей Рязано-Уральской железной дороги.



Скорее всего, именно этот эшелон с танками был атакован вражескими самолетами 1 октября 1941 года в 27 км к северо-западу от Сухиничей. В результате близкого разрыва 500 кг бомбы при этом был сброшен с рельсов один вагон, а пути были повреждены.



Ув. rilarwmw подсказал, что информация по возможному налету немецкой авиации может найтись в трофейных документа фонда 500 ЦАМО РФ по описи главного командования люфтваффе (ссылка).
     И искомая информация практически сразу была найдена оперсводке штаба оперативного руководства ВВС о положении на фронтах за 2 октября 1941 года - 27 km westnordwestl. Suchinitschi lag ein Einschlag SC 500 hart neben einem mit Panzern beladenen Zug. 1 Wagen aus den Gleisen gehoben, Strecke blockiert.



К сожалению, уже с первых часов начавшегося 2 октября 1941 года немецкого наступления события на рославльском направлении развивались неблагоприятно для наших частей. Поэтому провести работы по восстановлению пути не представилось возможным.
     Уже 5 октября 1941 года 34-я пехотная дивизия 12-го армейского корпуса ГА "Центр" в документах, которые нашел и поделился ими с общественностью ув. fisenfender, сообщала в вышестоящий штаб о том, что в ходе наступления в районе станции Дабужа (10 km südostw. Kobylje) был обнаружен эшелон с русскими танками (Transportzug für russ. Panzerkampfwagen).



В дальнейшем немцы, видимо, восстановили пути и вывезли платформы с подбитыми танками, так как в имеющихся на сайте Память народа документах 326-й стрелковой дивизии 10-й армии, части которой 7 января 1942 года освободили район станции Дабужа, о эшелоне с танками информации нет.
     Станция был освобождена без больших боев и поэтому на ней до настоящего времени сохранилась водонапорная башня, с фотоснимков которой собственно начались в 2016 году поиски возможного места оставления данного эшелона ( ссылка)



В общедоступной сети Интернет нашел такое её фото (источник фото). Большое спасибо его автору.



И вот такое весьма приметное фото (источник фото). Большое спасибо его автору.



Для сравнения привожу фрагмент фотоснимка из коллекции ув. максима Коломийца, за который ему большое спасибо и надеюсь он будет не в претензии за использование данного фрагмента. Этот снимок целиком был опубликован в книге ув. Максима Коломийца по танкам КВ-1 выпуска 2017 года.



Как мне кажется, совпадение деталей хорошее. Башни Рязано-Уральской железной дороги, хотя и были типового проекта, но отдельными деталями отличались друг от друга. Здесь хорошо видные на современных снимках белые зубцы вполне проглядывают и на фрагменте немецкого фото.

И еще один фрагмент снимка водонапорной башни Рязано-Уральской железной дороги из записи 2019 года.



И, как теперь мне кажется, это фото сделано как раз на станции Спас-Деменск, с которой начинались поиски разбитого эшелона, а сам танк выпуска ЛКЗ, вероятно, принадлежал одной из танковых бригад 43-й армии и к разбитому эшелону отношения не имеет.

Вроде всё. Исправления и дополнения приветствуются. Другие варианты также можно предлагать.

102 ТД, 148 ТБР, КВ-1, Ельня, 145 ТБР, 144 ТБР

Previous post Next post
Up