В давние времена неоднократно слышал от людей советской закалки термин "раскулачивание" применительно к разукомплектованной автотранспортной технике. А потом уже позже этот термин несколько раз видел в документах танковых частей Северо-Западного фронта июля - августа 1941 года.
И вот в процессе работы на одной из
предыдущих записей, видимо, в очередной раз повстречался датированный 4-м июля 1941 года документ, из которого термин "раскулачивание" и распространился в документации СЗФ. Его автором являлся начальник автобронетанкового управления этого фронта полковник Полубояров.
Генерал-лейтенант Полубояров Павел Павлович (снимок 1944 года)
Вышеприведенный снимок генерала Полубоярова позаимствован со страницы Полководцы Победы: Фото с фронта на сайте Минобороны России (
ссылка).
Ниже привожу выдержки из распоряжения Полубоярова:
«Начальникам АБТО 8-й, 11-й и 27-й армий.
Все машины требующие капитального ремонта направлять вашим нарядом согласно следующего распределения ремонтных точек по маркам:
1. Танки КВ - ст. Челябинск, Челябинский тракторный завод...
Все отправляемые в капитальный ремонт машины должны быть оформлены приемо-сдаточным актом, отправку производить под охраной сопровождающих со средним командиром.
Машины отправляемые на капитальный ремонт списывать с части и доносить мне о количестве отправленных к 1, 10 и 20 числу каждого месяца...
Обратить самое серьезное внимание на недопустимость "раскулачивания" машин.».
Никакой дополнительной расшифровки термина "раскулачивание" документ не содержал. Всем все и так было понятно.
В общем, очень похоже, что именно этот и подобные документы Северного фронта имел ввиду Главный инспектор тыла СЗН генерал Шилов, когда писал в своем распоряжении от 1-го августа о том, что все соответствующие приказания по порядку отправки матчасти на ремонт уже были отданы, но по каким-то причинам не исполнялись в полном объеме.