Сразу после окончания боев на Петергофском шоссе в штабе 124-й танковой бригады подсчитывать потери личного состава в этих боях.
Однако к моменту печати отчета начальника штаба 124-й танковой бригады для командования Ленинградского фронта по итогам боев 124-й ТБР за 8 - 10 октября 1941 года, который, напомню, был датирован 12-м октября, эти цифры потерь бригады убитыми - 83 человека, ранеными - 144 человек и пропавшими без вести - 328 человек еще не были окончательно уточнены, поэтому их вписали пером в соответствующие пробелы в тексте отчета уже позже.
За две недели после боев на Петергофском шоссе цифры потерь личного состава были скорректированы и 24 октября 1941 года штаб 124-й ТБР отправил в Управление укомплектования войск ГШ КА первый именной список безвозвратных потерь, в котором было учтено 77 погибших бойцов и командиров из частей бригады в период с 8 по 11 октября 1941 года.
4 ноября и 9 ноября того же года штабом бригады соответственно были отправлены именные списки безвозвратных потерь 124-го танкового полка и 124-го моторизованного стрелково-пулеметного батальона, в которых было учтено опять же соответственно 57 и 173 пропавших без вести бойцов и командиров в период с 8 по 10 октября 1941 года.
Майор Лукашик Иван Романович (снимок 1939 года)
В числе погибших в именном списке безвозвратных потерь учтен и командир 124-го танкового полка майор Лукашик, который в «горящем танке сражался до последнего снаряда и патрона...» и, будучи ранен, не смог его покинуть. К сожалению, пока непонятно в каком конкретно танке КВ-1 погиб майор Лукашик.
Напомню, что вышеприведенные цифры потерь личного состава 124-й танковой бригады ранее уже рассматривались "Ретроспективе участия 124-й танковой бригады в операции по поддержке морского десанта на Стрельну, 8-10 октября 1941 года" от ув.
Алексея Шварева (
ссылка).
В этой же Ретроспективе был сделан вывод о том, что из состава экипажей прорвавшихся танков 124-го танкового полка выжили не 3 человека (Танкисты в боях за Ленинград. Л.:Лениздат, 1987) и не 15 человек (Журнал боевых действий 124-й ТБР), а примерно половина танкистов из экипажей 32-х танков КВ-1, которые участвовали в тех боях.
Конкретные цифры безвозвратных потерь 124-го танкового полка, которые приведены там же, сейчас могут быть уточнены.
Итак, всего в двух списках безвозвратных потерь 124-го танкового полка перечислены фамилии 92 человек, из них два танкиста учтены в обоих списках, а три человека (тракторный техник младший сержант Бодачевский, ПНШ-1 124-го ТП капитан Михалев и начальник боепитания воентехник 2 ранга Еголин) явно не входили в состав танковых экипажей. Остается 87 танкистов, из них четверо (красноармейцы Чумаков, Филиппов, Ярмошкин и Рожнов) не погибли, а были ранены.
Таким образом, получается, что нижний предел учтенных безвозвратных потерь танковых экипажей 124-го танкового полка в боях на Петергофском шоссе это 83 человека, из них 22 старших и средних командира, в том числе командир 124-го ТП майор Лукашик, начальник связи 124-го ТП старший лейтенант Козлов, начальник штаба 1-го ТБ 124-го ТП лейтенант Ярошенко, а также политработники комиссар 1-го танкового батальона младший политрук Гонтарь и комиссары танковых рот младшие политруки Чурков, Табрин и Зеленко. Кроме того, в списках безвозвратных потерь учтено 33 младших командира и 28 красноармейцев.
Из числа танкистов, которые учтены в списках, восемь человек, в том числе один офицер, попали в плен. В плену из них выжили все, кроме лейтенанта Разумнова.
Теперь о возможных неучтенных потерях 124-го танкового полка в боях на Петергофском шоссе.
В предыдущих записях я упоминал о том, что в документах ЦАМО РФ учтены как пропавшие без вести в октябре 1941 года заместители командиров танковых рот 124-го ТП лейтенант Чайка и младший лейтенант Костров, а также командир танка КВ-1 с заводским номером М-5218 младший лейтенант Медведев. Эти офицеры допускались к исполнению должностей приказом командира 124-й ТБР полковника Родина от 4 октября 1941 года, но в списках безвозвратных потерь личного состава этой бригады не учтены.
Не учтен в этих списках и старший инструктор политотдела 124-й танковой бригады старший политрук Гололобов Григорий Алексеевич, который в документах ЦАМО РФ также числится пропавшим без вести в октябре 1941 года (
ОБД Мемориал). Согласно рукописным вставкам в Журнал боевых действий 124-й ТБР, старший политрук Гололобов в боях на Петергофском шоссе исполнял обязанности комиссара 124-го танкового полка и тоже героически погиб в одном из подбитых танков.
Старший политрук Лукин Федор Алексеевич (послевоенный снимок)
Есть, правда, некоторые сомнения в этой рукописной информации, так как комиссар 124-го танкового полка старший политрук Лукин Федор Алексеевич участвовал в боях на Петергофском шоссе, но сумел спастись, хотя при этом получил тяжелое ранение и попал в госпиталь.
Скорее всего, неучтенные потери могут быть и среди младшего командного и рядового состава, однако уточнить их пока не получается. Так что исправления и дополнения по данному вопросу приветствуются.