Танк лейтенанта Сергеева

Sep 27, 2022 17:33

     Продолжение. Начало здесь.

Напомню, что в предыдущей записи почти девятилетней давности удалось уточнить заводской номер танка КВ-1 из 2-й роты 1-го танкового батальона 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной танковой дивизии, который в бою 20 августа 1941 года был подбит и оставлен экипажем в районе леса около деревни Малое Тяглино Красногвардейского района Ленинградской области.
     Этим танком с заводским номером М-4787 командовал командир танкового взвода лейтенант Сергеев. А 2-й ротой, как известно, командовал старший лейтенант Колобанов.



По сведениям из отчетных документов 1-й Краснознаменной танковой дивизии в ходе боя экипажем лейтенанта Сергеева было уничтожено 8 вражеских танков: четыре танка в районе Выселок, а еще четыре было уничтожено около деревни Рябисы.
     Однако, несмотря на этот успех, а также на общее соотношение потерь в боях колобановской роты с большим перевесом в нашу пользу, командир взвода лейтенант Сергеев Федор Сергеевич за оставление на поле боя своего танка на территории противника и непринятие мер для его уничтожения попал в приказ по дивизии от 29 августа 1941 года, в котором указывалось на недопустимость подобного поведения для командира Красной армии и предлагалось придать лейтенанта Сергеева суду Военного Трибунала.
     Так что ниже попробуем разобраться каким же образом мог появится данный приказ.

     Итак, 18 августа 1941 года 1-й танковый полк 1-й Краснознаменной танковой дивизии сдал оставшуюся боеспособную матчасть во 2-й танковый полк 1-й ТД и выбыл из дивизии в распоряжение командующего Северным фронтом.
     Личный состав полка сосредоточился в лесу восточнее деревни Телези Красносельского района Ленинградской области, где на следующий день 19 августа получил новую матчасть, в числе которой в полк прибыли и 20 (двадцать) танков КВ.

А утром этого дня уже началась собственно и колобановская история. В 9.30 начальником АБТУ Северного фронта полковник Дементьев направил командиру 1-го танкового полка боевое распоряжение за номером 043888, в котором полковнику Погодину сообщалось, что командующий СФ приказал «... с получением сего немедленно отправить в распоряжение командира 1-го стрелкового полка 2-й гвардейской дивизии народного ополчения пять танков КВ с командиром роты».
     К 17.00 1-й танковый полк полностью закончил укомплектование прибывшей матчастью и личным составом, но лишь только в 20.00 пять танков КВ с командиром роты старшим лейтенантом Колобановым во главе выступила в 1-й стрелковый полк 2-й Гв.ДНО.

Возможно, некоторая задержка с исполнением распоряжения командующего Северным фронтом связана с переформированием экипажей прибывших из учебных частей танков КВ с включением в их состав проверенных товарищей, которые служили в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии.
     Так в роте Колобанова командирами взводов были назначены лейтенанты Евдокименко и Сергеев, а командиром одного из танков взвода Сергеева назначили младшего лейтенанта Ласточкина. В экипаже Колобанова механик-водитель Никифоров, который в 1940 году за участие в Финской войне был награжден орденом Красного Знамени, также ранее служил в 1-м танковом полку.



Комиссар 2-й танковой роты старший политрук Горожанкин Сергей Владимирович

Так как данная запись про танк лейтенанта Сергеева, то приведу здесь всю имеющуюся на данный момент информацию о его экипаже. В его состав, кроме лейтенанта Сергеева и, к сожалению, пока неизвестного механика-водителя, входили командир орудия старший сержант Сукманов и механик-водитель мл. младший сержант Седнев, которые вместе ранее служили в 5-м танковом полку 3-й Краснознаменной танковой дивизии.

А на месте радиотелеграфиста в бой пошел комиссар 2-й танковой роты Горожанкин Сергей Владимирович, который с началом войны добровольно вступил в ленинградское народное ополчение и, как член ВКП(б) с 1926 года, после обучения в 22-м отдельном учебном танковом батальоне оказался на должности комиссара маршевой танковой роты в звании старшего политрука.
     Выше приведен его фотоснимок, видимо, середины 40-х годов прошлого века из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ, которая ныне доступна на сайте Память народа.

А ниже приведена схема примерного расположения позиций танков роты Колобанова (№1 - один танк КВ западнее 0,5 км Ванго-Староста; №2 - два КВ опушка леса 0,5 км восточнее Бол. Борниц; №3 - два КВ в районе Бол. Черниц), которые они занимали уже совсем поздним вечером 19 августа 1941 года.



Около 12.00 20 августа начались бои в районе совхоза Войсковицы на позиции танка старшего лейтенанта Колобанова с вышедшими туда немцами из 1-й танковой дивизии. К 16.00 немцы продвинулись в район станции Илькино и затем вышли с тыла к позиции танков лейтенанта Сергеева.

В последующем бою в райне Бол. Борниц танк младшего лейтенанта Ласточкина, вроде как, уничтожил четыре вражеских танка, из них два тараном, и сумел отойти в сторону Красногвардейска.
     Танк же лейтенанта Сергеева, согласно информации из отчета командира 1-го танкового полка полковника Погодина, "...16.00 и до исхода дня, отражая наступление танков противника в районе леса Бол. Борница, уничтожил 4 танка в районе Выселки и 4 танка Рябисы. Танк лейтенанта Сергеева прямым попаданием крупного снаряда получил повреждение - выбита шаровая установка с пулеметом, поврежден компрессор накатника пушки, другим попаданием атакующих танков выведен из строя двигатель, танк экипажем оставлен на поле боя".

В акте же на списание танка КВ-1 ("номер 4787, номер шасси 64041"), информация из которого по потере танка и приведена в отчете Погодина, обстоятельства потери танка изложены немного по другому. Этот акт составил помощник командира 1-го танкового полка военинженер 3 ранга Мирошников, который совместно с начальником инженерной службы полка капитаном Башлыковым лично выезжал для эвакуации танка.



Далее цитата из акта: "Танк № 64041, отражая наступление танков противника в районе леса Бол.Борница, уничтожил четыре танка противника. В бою танк получил повреждения - выбита шаровая пулеметная установка, поврежден компрессор накатника пушки, пушка вышла из строя.
     Командир машины решил отойти, но преследуемый тремя танками противника, дополнительно огнем танков был выведен из строя мотор...
     Танк с выведенными из строя пушкой и мотором остался на территории занятой противником в районе леса юго-восточнее Мал. Тяглино".

В районе 8.00 21 августа в штабе 1-го танкового полка стало известно о судьбе "невышедшего из леса" накануне вечером танка КВ. Либо сам лейтенант Сергеев, либо отправленная к танку пешая разведка доложили, что машина находится в "роще южнее деревни Рябисы". Это то же место, что и лес юго-восточнее Мал. Тяглино.
     Для эвакуации танка были выделены два танка КВ и трактор "Ворошиловец" со взводом саперов, однако предпринятая дополнительная разведка "на танках" установила, что территория контролируется противником, поэтому танк пришлось уничтожить.




Вспомнилось в связи с этим очень живое обсуждение на форуме РККА в далеком уже 2010 году (ссылка). В нем ув. zhur_from_rkka привел фрагмент из журнала боевых действий 8-й танковой дивизии за 22 августа 1941 года, в котором сообщалось об обнаружении на лесной просеке в 400 метрах северо-западнее Тяглино взорванного 44-хтонного танка.
     Этим танком мог быть только КВ-1 лейтенанта Сергеева. И около танка немцы из 8-й ТД зафиксировали следы гусениц легких танков.
     В общем, в документах сторон имеются расхождения по месту потери танка лейтенанта Сергеева. Так что у поисковиков из Спб имеется возможность снять эту нестыковку вместо поисков колосников от печек около деревни Войсковицы.

Теперь хотелось бы обратить внимание на то, что в Акте воениженера Мирошникова про вторые подбитые экипажем Сергеева четыре вражеских танка в районе Рябисы ничего не говорится. Так что в данном случае может получится, что при передаче информации из одного документа в другой произошло искажение в сторону увеличения потерь противника.
     По крайней мере в штабе 1-й Краснознаменной танковой дивизии по состоянию на 26 августа 1941 года были уверены, что танкистами роты Колобанова было подбито 39 танков противника. Свои потери составили три танка КВ, из которых два эвакуированы, а один остался на территории противника. Кроме того, из экипажа этого неэвакуированного танка пропало без вести три танкиста, в том числе старший политрук Горожанкин.
     Что интересно, в документальной повести Николая Семенова «Юшут зовет», которую отдельные персонажи пытаются выдать за воспоминания танкиста, говорится, что в роте Колобанова перед боем комиссар отсутствовал, а его замещал парторг роты воентехник 2 ранга Карпец. Как оказалось, это не совсем так.

Теперь о приказе по 1-й Краснознаменной танковой дивизии от 29 августа 1941 года, о котором упоминал выше.
     27 или 28 августа 1-й танковый полк вновь вернули под контроль командования 1-й ТД и здесь, видимо, всплыл эпизод с оставленным танком Сергеева, так как с июля 1941 года по потерям танков КВ надлежало проводить расследование с указанием виновников.
     К сожалению, случаи оставления материальной части имелись и в других августовских боях, поэтому генерал Баранов на данном конкретном примере решил провести профилактическую работу с личным составом дивизии. Тем более, что "виновник" не погиб и имелся в наличии.



Генерал-майор Баранов Виктор Ильич (Госкаталог.РФ).

В приказе, в частности, говорилось, что «...оставление боевой машины врагу, помимо громадной ценности, броневой мощи и огневой силы, создает явную опасность того, что коварный враг восстановит нашу грозную машину и использует её против нас.»
     Далее в первом пункте приказа собственно и предлагалось предать лейтенанта Сергеева суду Военного Трибунала. Но, учитывая положительные отзывы командира и комиссара 1-го танкового батальона, а также его обещание «...оправдать свой тяжелый проступок смелыми и решительными действиями в предыдущих схватках с германским фашизмом» командование 1-й Краснознаменной танковой дивизии ограничилось понижением лейтенанта Сергеева в должности до командира танка.
     Следующие пункты приказа предлагалось проработать до командира танка включительно:
     «2.Предупреждаю весь личный состав части, что оставление боевой машины врагу есть тягчайшее преступление перед Родиной и виновные будут предаваться суду Военного Трибунала.
     3.Какие бы тяжелые условия боя не были боевую машину на территории врага не оставлять, любой ценой стараться вывести машину с территории врага,если никакой возможности для спасения нет - уничтожать.»

Дальнейшая судьба экипажа лейтенанта Сергеева сложилась следующим образом:
     1. Лейтенанта Сергеева Федора Сергеевича назначили командиром танка КВ-1 вместо погибшего лейтенанта Евдокименко. Уже в сентябре он вновь стал командиром взвода, а 6 октября 1941 года был ранен и на фронт, видимо, уже не вернулся. В 1970 году был награжден орденом Красной звезды.
     2. Комиссар танковой роты старший политрук Горожанкин благополучно вышел "из окружения" в Ленинград и в дальнейшем "мобилизовывал коммунистов и комсомольцев" на выполнение заданий командования в должностях парторга и замполита авиаремонтных частей Ленинградского фронта. Войну пережил благополучно.
     3. Командир орудия старший сержант Сукманов Сергей Ефимович также вышел к своим. Вероятно, он вернулся в расположение 22-го оутб, так как на пересыльный пункт не попадал и уже 2 сентября 1941 года в составе экипажа младшего лейтенанта Шурыгина вновь выбыл на фронт.
     На ОБД Мемориал старший сержант Сукманов числится пропавшим без вести в декабре 1941 года в составе 2-го танкового полка. Но скорее всего это произошло в ходе боя 5 октября 1941 года за деревню Агакули.
     4. Судьбу младшего сержанта Седнева Василия Семеновича, который в экипаже Сергеева был механиком-водителем мл., по имеющимся на ресурсах Память народа и ОБД Мемориал документам установить не удалось.
     5. Личность механика-водителя танка лейтенанта Сергеева, как выше уже говорилось, пока неизвестна. Ни в одном известном мне документе его ФИО не приводится. Сведения о его гибели в бою 20 августа также отсутствуют. Поэтому логично предположить, что он после боя вышел в расположение 1-го танкового полка вместе с Сергеевым.

Собственно на этом пока всё. Исправления и дополнения приветствуются.
     P.S. Дубликат этого текста о танке М-4787 и его экипаже разместил в ЯндексДзен (ссылка).

5 ТП, 1 ТД, 2 ТП, Красногвардейск, танкисты

Previous post Next post
Up