О танках КВ из 109-й танковой дивизии

Apr 28, 2022 09:38

     Продолжение. Начало здесь.

В этой записи речь пойдет о танках КВ-1 из состава 219-го танкового полка 109-й танковой дивизии, которых, как известно, на момент начала наступления 30 августа 1941 года в дивизии числилось семь штук.




В августе 1941 года эти танки даже были сфотографированы фотокорреспондентом Совинформбюро и газеты «Известия» Георгием Петрусовым. К сожалению, на всех известных снимках той фотоподборки Петрусова танки КВ присутствуют только на заднем плане.

     Итак, в сентябре 1941 года в числе прочих документов из сумки, вероятно, погибшего комиссара танкового батальона старшего политрука Филиппова немцы изъяли и краткие отчеты о проделанной в ходе боев с 30 августа по 2 сентября 1941 года работе от командиров танковых рот 1-го батальона 219-го ТП, а также от командиров танков КВ, которые комиссар батальон собрал для составления соответствующего политдонесения.

В частности, командир роты тяжелых танков капитан Гордеев доложил о том, что 1-й ротой 30 августа в первом бою за Брянцевку было уничтожено 5 противотанковых пушек, 5 минометов, 8 станковых пулеметов.
     Во второй атаке в тот же день на Васильевку было подавлено 21 противотанковая пушка, 3 бронемашины, 6 грузовиков, 4 легковых машины, 12 мотоциклов, 4 миномета, 10 станковых пулеметов и 30 велосипедов.

31 августа в атаке на деревню Буда ротой было уничтожено большое количество пехоты, а также 6 противотанковых пушек, 7 минометов, 9 танков, 6 крупнокалиберных пулеметов и 20 станковых пулеметов.
     1 сентября в бою за Буду было уничтожено 4 бронемашины,10 станковых пулеметов и большое количество пехоты, убито 7 офицеров.
     2 сентября рота уничтожила 5 транспортных машин с боеприпасами, две 76 мм пушки и 4 станковых пулеметов.




Командир взвода 1-й роты младший лейтенант Ефремов докладывал о том, что его экипаж тяжелого танка с бортовым номером 304 в первой атаке уничтожил две вражеские противотанковые пушки, 3 миномета и 1 станковый пулемет.
     Во второй атаке, «...т.е. в бою за Васильевку», экипаж уничтожил 4 противотанковые пушки, 2 станковых пулемета, 2 бронемашины и 1 крупнокалиберный пулемет.

31 августа в третьей атаке было уничтожено 3 ПТО, 3 миномета, 3 станковых пулемета, 3 танка и 1 бронемашина. В четвертой атаке в тот же день была уничтожена повозка с 2 лошадьми и 10 временно нетрудоспособными фашистами, а также один станковый пулемет.
     В пятой атаке экипаж вел огонь из пулеметов и пушки «...по живой силе противника, которая бежала в панике».



1 сентября в ходе шестой атаки «...нашему танку заклинили тремя снарядами башню, но это не отразилось на ведении меткого огня. Машину приходилось поворачивать с помощью бортовок. Здесь проявил искусство механик-водитель Пресняков». В этой атаке было уничтожено 2 машины с боеприпасами, которые шли вслед за танками противника.
     Также Ефремов докладывал, что за все время боев экипаж танка работал отлично, горел желанием больше уничтожить фашистских гадов, а после боев занимается восстановлением своей боевой машины, которая имеет 29 прямых попаданий.

Командир танка № 4883 младший лейтенант Грищенко докладывал, что за время боев его танком было раздавлено более 8 противотанковых пушек, 4 мотоцикла и одна автомашина. Уничтожено пулеметом более 10 фашистов.
     В бою попаданиями вражеских снарядов из строя была выведена пушка танка, перископ ПТ-4, 1 опорный и 2 поддерживающих катка, но экипаж при этом не пострадал.

Командир другого танкового взвода роты тяжелых танков младший лейтенант Лукин доложил, что его танк № 4881 30 августа во время первой атаки вывел из строя 2 ручных пулемета, раздавил одну противотанковую пушку, 1 миномет, а также «...велосипед с офицером в районе высоты после переправы».
     Во время второй атаки у деревни Васильевка было раздавлено 3 противотанковых пушки и 1 пулеметное гнездо. Кроме того, удалось подбить огнем из пушки легковую машину и грузовую машину с противотанковой пушкой на прицепе.



Младший лейтенант Лукин Михаил Николаевич (Дороги памяти)

31 августа во время 3-й атаки был уничтожен миномет и выведена из строя крупнокалиберная пушка. Также танк Лукина раздавил стоящий на поле немецкий самолет, сбитый в районе деревни 2-я Буда.
     1 сентября при нападении немецких танков в районе окапывания был подбит 1 тяжелый немецкий танк и «...за все время боя убито большое количество пехоты из пулеметов».

За время боя танк Лукина получил пять прямых попаданий вражеских снарядов, из них одно 152 мм снарядом. В результате было «...разбито 2 триплекса, 2 предохранительных стекла, разбито 8 штук электролампочек, разбита наблюдательная панорама левая, сорвано левое крыло гусеницы, помят прилив газовой каморы у радиста, подбит поддерживающий каток гусеницы и разбит 1 трак».
     Но танк из-за повреждений боеспособности не утратил, а экипаж остался невредимым.

Из короткой справки комиссара роты тяжелых танков младшего политрука Буланова, который в боях участвовал в составе экипажа младшего лейтенанта Грищенко, также известно об обстоятельствах потери одного КВ-1 из роты капитана Гордеева.
     В бою танк, которым командовал младший лейтенант Свиридов, был подбит, после чего экипаж неорганизованно его покинул. В результате танк не удалось эвакуировать с поля боя.



Так что, возможно, именно экранированный КВ-1 младшего лейтенанта Свиридова, который эвакуировали уже немцы, осматривает на вышеприведенном снимке командир 7-го армейского корпуса ГА "Центр" генерал Фармбахер. Согласно подписям в альбомах 23-й пехотной дивизии этого корпуса, этот снимок был сделан в деревни Костыри Рославльского района Смоленской области.

Таким образом в документах, которые сохранились в Бундесархиве, есть информация о четырех танках КВ-1. Можно также предположить, что результаты боевой работы своего танка капитан Гордеев привел в общем отчете за роту.
     Так что пока не установлены обстоятельства потери в тех боях еще двух танков КВ-1, так как, напомню, что ранее уже было известно из документов, которые ныне доступны на сайте Память народа, о том, что в всего в первых боях 109-й танковой дивизией было потеряно три танка КВ-1 и шесть Т-34.

Одним из этих танков командовал младший лейтенант Пантюхин Павел Николаевич, который в документах о безвозвратных потерях личного состава 109-й ТД числится погибшим в районе деревни Брянцевка Смоленской области (ОБД Мемориал), однако в тех боях младший лейтенант Пантюхин был только контужен и затем, видимо, сумел выйти вместе с экипажем к своим.
     Вышеупомянутый младший лейтенант Свиридов Яков Яковлевич в этих же документах о безвозвратных потерях личного состава 109-й ТД числится пропавшим без вести в районе деревни Иванище Смоленской области (ОБД Мемориал), но к своим он вышел еще быстрее, так как сведения о потере его машины в материалы к политдонесению попали.

Здесь нужно добавить, что младшие лейтенанты Пантюхин и Свиридов, а также младший лейтенант Грищенко Федор Иванович, дальнейшая судьба которого неизвестна (ОБД Мемориал), в середине мая 1941 года прибыли в Ленинград на сборы при ЛКБТКУКС по переподготовке командиров взводов легких танков с должностей командиров взводов стрелковых дивизий или пехотных училищ.
     С 1 июля 1941 года профиль их подготовки был изменен на командиров тяжелых танков, а уже 16 июля младшие лейтенанты Пантюхин, Свиридов и Геращенко закончили подготовку и выбыли в 22-й отдельный учебный батальон для получения танков.

К сожалению, пока не удалось установить личность командира взвода и командира танка КВ-1 с бортовым номером 304 младшего лейтенанта Ефремова П.И.
     Командир же второго взвода из роты капитана Гордеева младший лейтенант Лукин Михаил Николаевич, вероятно, был опытным танкистом и до войны служил в 10-й танковой дивизии, судя по информации из его учетно-послужной карты с сайта Память народа. К сожалению, из всех упомянутых в записи танкистов лишь ему удалось дожить до Победы.



Теперь о номерах танков КВ-1. Как нетрудно догадаться, номера танков 4883 и 4881 младших лейтенантов Грищенко и Лукина являются заводскими номерами их машин. Танки с такими номерами были отправлены из Ленинграда 20 июля 1941 года транспортом №11/5512 на станцию Кубинка (семь танков КВ-1).
     Напомню, что ранее имелись сведения о том, что 109-я ТД получила отправку с ЛКЗ от 19 июля 1941 года за № 11/5404 (семь танков КВ-1), так как за ней на 21 июля по данным ГАБТУ уже числилось семь танков КВ-1.

На этом снова пока всё. Продолжение следует, а исправления и дополнения приветствуются. И еще раз благодарю ув. коллегу radiosmersh за ценную информацию.
      P.S. Дубликат этого текста разместил в ЯндексДзен (ссылка).

109 ТД, ЛКБТКУКС, Рославль, КВ-1, 22 ОУТБ, танкисты

Previous post Next post
Up