Благодаря ценной информации из Бундесархива удалось выйти на вариант привязки экранированного танка КВ-1 с бортовым номером 304 из 109-й танковой дивизии 43-й армии Резервного фронта, который учтен на профильной странице сайта под номером 21.
Данной информацией некоторое время назад поделился ув. коллега
radiosmersh, за что ему еще раз большое спасибо.
В общем, получается, что, скорее всего, этот танк с выведенным из строя танком Т-34 на буксире был подбит в ночь с 11 на 12 сентября 1941 года в окрестностях села
Шмаково Починковского района Смоленской области в ходе прорыва к своим танковой группы 218-го танкового полка 109-й ТД под командованием капитана Ропова.
Согласно сведениям из ныне доступных на сайте Память народа документов 109-й танковой дивизии, 6 сентября 1941 года несколько переформированная после неудачных боев на реке Десна 109-я танковая дивизия получила приказ о переброске на правый фланг обороны 43-й армии, где должна была состоятся частная наступательная операция правофланговых частей этой армии с целью оказания помощи частям 24-й армии в разгроме ельнинской группировки противника.
Дивизия должна была прорвать немецкий фронт по реке Стряна и, овладев к исходу первого дня операции Березовкой и Шмаково, продвинутся в западном направлении до рубежа Сальниковы, Рябцы, обеспечив таким образом ударную группу 43-й армии с запада и юго-запада.
К исходу дня 7 сентября части 109-й ТД сосредоточились на исходных рубежах для наступления. При этом подразделения мотострелкового полка дивизии оттеснили боевое охранение 509-го пехотного полка 292-й пехотной дивизии ГА "Центр" из рощи восточнее Заборовье.
Утром 8 сентября 109-й МСП при поддержке взвода танков Т-34 и роты танков Т-26 от 218-го танкового полка, в который после
боев на реке Десна свели танки 218-го и 219-го танковых полков 109-й ТД, атаковал немцев в направлении Березовка, Шмаково, но в течении дня из-за сильного артиллерийского и минометного огня противника сумел продвинуться только до восточных окраин деревень Красногорье, Н.Амшара и Шмаково.
9 сентября прорвать немецкую оборону двух батальонов 509-го ПП в упомянутых населенных пунктах и продвинуться вперед также не удалось.
На 10 сентября задачи атакующим подразделениям 109-й ТД были изменены. Мотострелковый полк совместно с приданным дивизии свежевосстановленным 894-м стрелковым полком 211-й СД и танковой ротой должен был атаковать на Березовку на фронте Красногорье, озеро восточнее Шмаково.
Одновременно танковая группа из двух танковых рот средних и тяжелых танков 218-го ТП под командованием капитана
Ропова Николая Васильевича должна была проселками прорваться от деревни Быковница через Мызу и Ольговку в район хуторов Березовских, обеспечив подавление вражеской огневой системы и занятие пехотой Березовки.
Капитан Ропов Николай Васильевич
В ходе боя танковая группа капитана Ропова сумела прорваться в район хуторов Березовских, но соединиться с пехотой в Березовке не удалось, так как 109-му МСП только к исходу дня удалось овладеть Амшарой. Группе Ропова пришлось занять круговую оборону в занимаемом районе.
11 сентября 1941 года в связи с этим локальным прорывом немцы подтянули в угрожаемый район резервы в виде 488-го пехотного полка 268-й ПД, который был усилен штурмовыми и зенитными орудиями. Поэтому новые атаки 109-го МСП в западном направлении успехом не увенчались и с прорвавшимися танкистами соединиться не удалось.
Мало того, видимо, с группой Ропова отсутствовала радиосвязь, так как штаб 109-й ТД понятия не имел, где она находится.
После нахождения в тылу противника в течении почти двух суток в ночь на 12 сентября 1941 года капитан Ропов принял решение прорываться обратно тем же маршрутом. Это удалось сделать, воспользовавшись дождем и туманом, но «с большими потерями».
К сожалению, пока точно неизвестно какие потери понесли танкисты в ходе прорыва, но в документах говорится, что «в этой операции погиб экипаж танка "КВ" - капитан Гордеев, старший политрук Филиппов».
Капитан Гордеев Григорий Иванович
Кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды за бои в Испании капитан Гордеев Григорий Иванович в документах ОБД Мемориал числится пропавшим без вести (
ОБД Мемориал).
Военный комиссар танкового батальона 148-й танковой бригады старший политрук Филиппов Михаил Федорович значится там же как погибший 15 сентября 1941 года (
ОБД Мемориал).
К сожалению, должности упомянутых танкистов в 218-м танковом полку неизвестны, но во время боев на Десне в начале сентября 1941 года капитан Гордеев был командиром роты тяжелых танков 1-го танкового батальона 219-го танкового полка, а капитан Ропов и старший политрук Филиппов были соответственно командиром и комиссаром 1-го танкового батальона 219-го ТП.
Между тем 12 и 13 сентября 1941 года сведенный в один батальон 109-й МСП при поддержке танков снова пытался безуспешно атаковать в направлении Березовки, но затем немцы контратаками вынудили его к отходу на ранее занимаемые перед наступлением позиции.
Точно также закончилось наступление и ударной группы 43-й армии.
Общие потери 109-й танковой дивизии в танках в боях на реке Стряна можно прикинуть на базе документов сайта Подвиг народа.
Так 13 сентября 1941 года начальник АБТУ Резервного фронта комбриг Подшивалов в своей справку о состоянии матчасти танковых дивизий фронта сообщает, что 109-я ТД имела в боевой готовности один танк КВ, десять Т-34, тридцать Т-26 и восемь Т-40. Требовали ремонта три танка КВ, пять Т-34, девять БТ и десять Т-26.
Хотя данная справка и датирована 13-м сентября, но, скорее всего, цифры в ней приведены по итогам боев на реке Десна.
В другой справке комбрига Подшивалова на 19 сентября 1941 года говорится, что на эту дату сформированная на базе 109-й ТД 148-я танковая бригада имеет в боевой готовности два танка КВ, пять Т-34, пять БТ, восемнадцать Т-26 и семь Т-40. Требовали ремонта один танк КВ, один Т-34, один БТ, семь Т-26 и один Т-40.
Таким образом, потери 109-й ТД в танках за бои с 8 по 13 сентября 1941 года могли составить один танк КВ, девять Т-34, три БТ и пятнадцать Т-26. Всего 28 танков.
Немецкие фашисты из 292-й пехотной дивизии в своих документах насчитали 113 подбитых в боях 8 - 13 сентября 1941 года наших танков, в том числе один 52-хтонный. Из общего числа 18 танков подбили, видимо, противотанковые подразделения 488-го пехотного полка, пять танков, в том числе и 52-хтонный, подбила 88 мм зенитка из II./Flak14, а три танка подбили пехотинцы 292-й ПД с помощью ручных гранат и подрывных зарядов.
Возможно, в немецких документах, которые я бегло просмотрел, учтены не все наши потери в танках КВ, так как 104-я танковая дивизия могла потерять в тех боях до четырех танков КВ. В частности, один из них могли подбить зенитчики, которые заявили свою победу в донесении за 13 сентября.
О танке КВ-1 с бортовым номером 304 подробнее с использованием документов, которые, скорее всего, немцы нашли в сумке погибшего старшего политрука Филиппова, расскажу в следующей записи.
Но нужно сказать, что видимые на его немецких снимках боевые повреждения могли быть получены еще в ходе боев на Десне, в которых этот танк получил 29 попаданий вражеских снарядов.
И заодно напомню, что тактический знак в виде белого круга диаметром 60 см на тыльной стороне башни танка был нанесен перед боями на Десне в конце августа 1941 года на все танки КВ-1 танковых дивизий 43-й армии Резервного фронта.
На этом пока всё. Продолжение следует, а исправления и дополнения приветствуются.
P.S. Дубликат этого текста разместил в ЯндексДзен (
ссылка).