В январе на ресурсе Варспот практически одна за другой вышло аж три статьи по авиационной тематике. О двух из них уж рассказывал в одной из
предыдущих записей.
В этой записи речь пойдет о еще об одной статье Ивана Лавриненко (
ссылка). В ней рассказывается о воздушных боях в небе над излучиной Днестра в районе Перерыта (Молдавия), которые произошли 20 мая 1944 года.
Статья, в общем, интересная, но в ней присутствует любопытный казус. В этот день и в этом месте, по сведениям автора, немецко-фашистским пилоты были исключительно правдивы в своих заявках на воздушные победы, тогда как практически 95 % заявок советских летчиков оказались ложными.
Главный маршал авиации Колдунов Александр Иванович (
Советские асы)
В одном из тех воздушных боев командир эскадрильи 866-го истребительного авиаполка 288-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта старший лейтенант Колдунов сбил один Bf-109, однако эта победа на базе непонятно каких данных не подтверждается.
По сведениям из статьи, всего советскими летчиками всего было заявлено 44 победы (18 Fw-190, 17 Bf-109 и 9 Ju-87). Немцы же потеряли всего два Юнкерса, в одном из которых сгорел обладатель Дубовых листьев, но с оговоркой, что данного обладателя могли сбить и зенитчики.
По сведениям оттуда же, немецкие фашисты заявили 22 победы, в том числе 20 истребителей и два Ил-2.
С помощью довольно значительного массива сохранившихся советских документов, в основном, с сайта Память народа автору статьи удалось подтвердить "не менее двух десятков машин" безвозвратно потерянных самолетов 17-й воздушной армии.
К сожалению, автор не привел список источников информации для написания своей статьи. Присутствуют лишь благодарности за помощь в работе над ней крупному историку авиации и Курской битвы Михаилу Тимину и Матти Если Вы Понимаете Кто Это Такой Саллонену.
Вышеупомянутый казус бросился в глаза и другим читателям статьи, поэтому я и подождал ответа на замечания по этому поводу от автора.
За это время в комментарии к статье подтянулся один интурист со своей статьей на данную тему (
ссылка), в которой он добавил к двум сбитым Юнкерсам еще одного румына на Bf-109 в подтверждение советских заявок. Из его статьи я и позаимствовал нижеследующую карту района боевых действий для наглядности.
В статье на иностранном языке в отличии от нашей приведены и источники:
Primary sources used for the above include logbooks, victory claims via Russell Guest, Summarische Verluste records via Andreas Brekken, Leopold Wenger’s letters, and ULTRA. Frustratingly, I found most of the I. Fliegerkorps day reports for May and June 1944, but not that of 20 May.
Secondary sources include the memoirs of SG 2 pilots Hans-Ulrich Rudel and Emil Oechsler, John Erickson’s The Road to Berlin for army information, the excellent Luftwaffe Officer Career Summaries by Larry deZeng & Doug Stankey, and the Hermann Buchner and Helmut Lipfert books for II./SG 2 and II./JG 52 respectively.
Если верно понял, то вообще никаких документальных источников с немецкой стороны по тем боям 20 мая 1944 года не сохранилось.
Вот и интересно теперь а откуда в данном случае взялась такая точность в опровержении заявок летчиков 17-й воздушной армии на сбитые самолеты.
В комментариях к статье крупный военный историк уже дал отповедь неверующим в немецкие книжки, но будем подождать развернутого ответа и от автора статьи.