«Прошу немедленно изготовить дополнительную экранировку...»

Dec 24, 2020 11:16

     В название записи вынес текст из сопроводительного письма заместителя начальника АБТУ Северо-Западного фронта полковника Требушного директору Ленинградского Кировского завода Зальцману, которое было написано в начале августа 1941 года. К письму был приложен перечень из 15 пунктов о трудностях эксплуатации и недостатках конструкции танков КВ, которые были выявлены в ходе боев на Северо-Западном фронте.

Первым пунктом в перечне значится заклинивания башни танка от попаданий снарядов в зазор между верхним и нижним погонами, так как даже единственное попадание туда 37 мм снаряда лишало танк "огневой мощи". Подробнее речь об том пункте перечня шла в одной из первых записей в этом журнале.



Попадание же в погон башни 50 мм снаряда приводило к его пробитию с гибелью личного состава внутри башни.
     В частности, 27 сентября 1941 года в бою за деревню Крутики был пробит погон башни у танка КВ-1 из 103-го танкового батальона Северо-Западного фронта. В результате в танке был убит его командир, а командир орудия и заряжающий ранены.

Но оказалось, что на заводе были прекрасно осведомлены о наличии этого недостатка конструкции танка задолго до войны. Мало того, его должны были устранить еще до 1 марта 1941 года.

     Неприкрытый от вражеских снарядов погон башни нового тяжелого танка КВ упомянут в Докладе председателя Комитета обороны при СНК СССР К. Е. Ворошилова секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину «О состоянии танкостроения» от 10 января 1941 года.
     Ниже приведу обширную цитату из него по танку КВ:

«Танк КВ (Кировский завод НКТМ, г. Ленинград)

Танк КВ по своим ходовым качествам, мощному бронированию и вооружению превосходит старые типы танков и является лучшей машиной из всех созданных за последние 2‑3 года новых образцов тяжелых танков в нашем танкостроении.

Производство танков КВ на Кировском заводе освоено. На 1 января 1941 г. заводом изготовлено и сдано военной приемке 243 танка при годовом плане 243 шт.
     Отгружено в части 238 танков, из них: в г. Ковно - 51, г. Белосток - 52, г. Стрый - 41, г. Львов - 48, Киевский округ - 22, г. Саратов - 10, ВАММ, автобронетанковые школы и полигон - 11, на ЧТЗ и завод № 92 3 и 5 танков остались на Кировском заводе.

Представители АБТУ КА, участвовавшие в проведении заводских испытаний танков, установочной партии У‑7 и У‑21, по выявлению прочности отдельных агрегатов танка в пробеге на 3 тыс. км, считают, что танк КВ является вполне боеспособной машиной. Последнее подтверждается актами заводских испытаний и актами военной приемки по каждой машине.

В результате проведенной заводом работы по устранению выявленных конструктивных и технологических недочетов машин танки КВ последних выпусков по своим ходовым качествам значительно улучшены. По танкам первых выпусков завод гарантировал бесперебойную работу танков на 200 км; теперь по договору между заводом и ГАБТУ КА гарантия дается уже на 2 тыс. км пробега. Однако по итогам испытаний, проводимых на заводе совместно с представителями Красной армии, отмечается, что еще не каждый серийный танк КВ выдерживает 2 тыс. км бесперебойной работы из-за недостаточной прочности некоторых отдельных агрегатов.

До настоящего времени еще не удалось устранить следующие недочеты танков КВ:

1. Воздухоочиститель (фильтр) не обеспечивает хорошую очистку воздуха от пыли, вследствие чего происходит преждевременный износ двигателя.

2. Система охлаждения танка КВ не обеспечивает нормальную работу двигателя вследствие высоких температур воды и масла.

3. Коробка перемены передач, несмотря на ее усиление, до настоящего времени имеет дефекты - преждевременный износ буртика шестерни 2‑4 скоростей и разрушение роликовых подшипников после 1,5 тыс. км пробега.

4. Траки гусеницы после 1,5 тыс. км пробега требуют замены, так как сильно изнашиваются и утрачивают прочность (появляются трещины).

5. Дизель-мотор В‑2 мощностью 600 л. с. для танка КВ, особенно с артсистемой 152 мм, слаб, не обеспечивает требуемые скорости (по шоссе 20‑21 км вместо 35 км, по проселку 14 км, по целине 10‑11 км), при поворотах на второй передаче глохнет и не имеет запаса мощности. В настоящее время, согласно постановлению КО от 19 ноября 1940 г., завод № 75 НКСМ (г. Харьков) работает над доведением мощности дизель-мотора для танков КВ до 700 л. с. и увеличением его срока службы до 200 часов[1].

6. Имеющиеся отверстия на крыше танка для засасывания воздуха пока не предохранены от возможного попадания через них горящей жидкости во внутрь танка.

7. Погон башни и подпогонное кольцо обнажены, вследствие чего возможны заклинивания башни при попадании снаряда.

8. Запоры люков трансмиссионного отделения не усовершенствованы, их можно открывать снаружи.

9. Отсутствует вентиляция боевого отделения при неработающем двигателе.

10. Не отработаны: укладка боекомплекта, обзорность и управление - все это утяжеляет работу экипажа.

Перечисленные недочеты, согласно постановлению КО № 428сс от 19 ноября 1940 г., должны быть устранены с 1 марта 1941 г.

При этом необходимо отметить, что устранения недостатков танка КВ на Кировском заводе проходят все же медленно вследствие перегруженности конструкторского бюро работами по проектированию новых образцов танков; (танки с 90‑мм и со 100‑мм броней, танк Т‑50); к 28 декабря 1940 г. Кировским заводом были изготовлены и прошли 140‑километровый пробег танки с 90‑мм и со 100‑мм броней и в пробеге показали хорошие результаты.

Производственная база танкостроения на Кировском заводе значительно расширилась. На производстве танков занято 5 основных цехов и, кроме того, некоторые цеха завода работают на танки по кооперации. В настоящее время Кировский завод в состоянии выпускать по 55‑60 танков ежемесячно. Сборочный и сдаточный цеха, а также сборка узлов, уже могут обеспечить выпуск 60‑70 комплектов в месяц, но механические цеха еще недостаточны по площадям и оборудованию.

Второй базой для производства танков КВ является Челябинский тракторный завод, который готовится на производство 300 шт. танков в год, но подготовка производства на ЧТЗ идет слишком медленно».

Данный документ был подрезан на сайте Исторические материалы (ссылка). Погуглив обнаружил, что он уже давно известен в сети, но я ранее не видел.

ЛКЗ, КВ-1, полезные ссылки, изменение конструкции

Previous post Next post
Up