В процессе поисков снимков подбитых в районе деревни Яунокра легких танков из танкового батальона Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина обнаружилась еще одна интересная подборка немецко-фашистского фотографа из 3-й моторизованной дивизии, который в июле 1941 года передвигался по территории Латвийской ССР на мотоцикле.
Данная подборка интересна тем, что она представляет собой порезанную на фрагменты фотопленку с сохранившимися номерами кадров. Но, к сожалению, продавец выставил на продажу (либо сохранились только они) эту пленку не полностью, а только кадры с военной техникой.
Начну с кадров этой пленки под номерами 24 и 25, на которых видны подбитые в районе Яунокры танки КВ-1 с пушкой Л-11, которые учтены на профильной странице сайта под номерами 9 и 10.
На переднем плане виден мотоцикл со значком 3-й моторизованной дивизии на крыле переднего колеса. Мимо танка проезжает, если не ошибаюсь, грузовик французский грузовик фирмы Matford с оккупантами и вроде 20 мм зениткой в кузове.
На кадрах с номерами 22 и 23 видна другая немецкая техника. В частности, на кадре 22 виден французский грузовик Renault AHN с эмблемой 3-й моторизованной дивизии, которая свой путь по дорогам СССР закончила в начале февраля 1943 года в Сталинграде.
На кадрах 20 и 21 виден танк БТ-7 образца 1935 года с цилиндрической башней, скорее всего, из 46-й танковой дивизии 21-го мехкорпуса.
Один из снимков этого танка достаточно широко известен, поэтому по данному БТ-7 сделаю, пожалуй, отдельную запись.
И на последнем кадре этой пленки в подборке изображен плавающий танк Т-38, который, вероятно, принадлежал танковому батальону 5-го воздушно-десантного корпуса.
На всякий случай сообщаю, что данная подборка продавалась на Ebay в мае 2017 года (2017-05-09).
Возможно, другие кадры этой пленки были проданы в других подборках тогда же, но я их не сохранил. Так что, просьба, обратить внимание.
Как можно заметить, немецкие мотоциклисты фотографировали только у дороги, но при этом обошли вниманием группу подбитых советских танков, которые по информации из документов и от местных жителей должны были стоять друг за другом у дороги.
Так что, видимо, не стоит воспринимать буквально слова зампотеха батальона про "в основном по дорогам в цепочку". У местных жителей в памяти также могли зафиксироваться в виде "танкового кладбища" уже стащенные к краю поля танки.