Продолжение. Начало
здесь,
здесь и
здесь.
В новых выкладках документов ЦАМО РФ на сайте Память народа удалось найти некоторые сведения о действиях танков КВ в боях под Новгородом в августе 1941 года.
Как и предполагалось в предыдущей записи по теме, эти танки принадлежали 85-му отдельному танковому батальону 48-й армии Северо-Западного фронта, который был сформирован буквально немецкого наступления на базе 1-го танкового батальона 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии.
Экипаж танка под командованием лейтенанта Кубарева (крайний слева) уточняет боевую задачу.
В боях под Новгородом 85-й ОТБ некоторое время был подчинен командиру 28-й танковой дивизии полковнику Черняховскому. Видимо, именно этим можно объяснить то, что в фонде этой дивизии сохранился именной список командного состава батальона.
Командиром 85-го отдельного танкового батальона был назначен майор
Сегеда Григорий Иванович. В Алфавитной книге учета личного состава 5-го танкового полка 3-й ТД указано, что он выбыл в 85-й ОТБ 11 августа 1941 года.
Майор Сегеда Григорий Иванович (фотоснимок 1948 года)
К сожалению, сведения о наличии матчасти в батальоне отсутствуют. Известно лишь, что на 7 августа 1941 года в 5-м танковом полку 3-й ТД имелось в наличии 6 танков КВ.
Нет пока и информации о его действиях между 11-м и 15-м августа 1941 года.
Утром 15 августа 1941 года перед полосой обороны 56-го танкового полка 28-й ТД по реке Веряжа в районе Мостище появились пять немецких танков. После получения данной информации командир 28-й ТД полковник Черняховский отдал собственноручный письменный приказ о их уничтожении командиру тяжелого танкового батальона:
«Командиру тяжелого танкового батальона. В районе р. Веряжа по Шимскому шоссе 5 танков противника. В случае переправы на восточный берег - уничтожить последних. Вам связаться с командиром 56-го ТП и вести разведку наблюдением до момента уничтожения этих танков. О получении настоящей задачи расписаться. Полковник Черняховский».
На конверте с этим приказом есть роспись майора Сегеды и сопроводительная информация - «Пакет с приказом командира 28-й тд по уничтожению 5 танков противника вручен командиру батальона тяжелых танков майору Сегеде в 11.00 15 августа 1941 года».
К сожалению, уничтожить переправившихся немцев не удалось. В 14.20 21-я пехотная дивизия после сильной артподготовки и налета пикировщиков отбросила батальоны 56-го танкового полка с оборонительного рубежа по реке Веряжа к Слободе Псковской.
В этих боях был потерян один танк КВ из 85-го ОТБ. В боевом донесении штаба 28-й ТД на 15.00 приведена следующая выдержка из личного доклада командира танкового батальона майора Сегеды:
«Прямым попаданием бомбы с самолета выведен из строя один танк КВ - танк загорелся и оставлен на территории противника. У второго танка КВ выведена вся оптика, из-за невозможности стрельбы танк выведен на западную окраину Слободы Псковская. Танками КВ уничтожены два танка противника».
В докладе майора Сегеды упомянуты всего два танка КВ. Эта же цифра звучит и в
мемуаре комиссара 28-й ТД Банквицера: "С ревом, грохотом, лязгом гусениц проползли два КВ. Утром Черняховский получил их у командования укрепрайона и сейчас ставил на флангах нашей обороны у самых дорог".
Так что, скорее всего, для уничтожения немецких танков 15 августа 1941 года 85-й ОТБ смог выделить всего два танка КВ.
На немецких снимках рядом с экранированным КВ-1, который учтен на профильной странице сайта под номером 32, виден дом в чистом поле. Другие строения рядом отсутствуют.
Напомню также, что дом рядом с танком упоминается в отчете противотанкистов из 21-й пехотной дивизии: «15 августа два русских тяжелых танка прорвались из Новгорода... Танк с горящей башней прошел еще 50 метров и горящим остановился за одним из домов. Там он полностью выгорел».
На немецкой аэрофотосъемке (
источник) отметил, видимо, этот дом в поле между Мостище и Слободой Псковской.
На выведение из строя этого танка, кроме противотанкистов из 3-го пехотного полка 21-й ПД, претендуют еще и зенитчики из 272-го полка. Немецкий пикировщик, скорее всего, атаковал уже неподвижный танк около дома.
К сожалению, сведений о судьбе экипажа этого танка пока найти не удалось, но на одном из снимков около танка виден один погибший танкист.
К ночи 15 августа 1941 года немцам удалось продвинутся дальше и овладеть западной частью Новгорода. Наши части отошли на восточный берег реки Волхов.
С 16 августа 1941 года танки КВ из 85-го танкового батальона вместе с подразделения 6-го танкового полка 3-й ТД обороняли восточную часть Новгорода по реке Вохов.
В оперативной сводке штаба 6-го ТП сказано, что за в течении дня 16 августа «...противник делал две попытки форсировать Волхов на баржах и одну попытку по разрушенной переправе. Баржи уничтожены и потоплены огнем танка "КВ", попытка переправиться по переправе была отбита оружейным и пулеметным огнем».
В этой же сводке сообщалось, что по состоянию на 23.00 16 августа «танки "КВ" не имеют снарядов, масла и горючего. Своими силами полк обеспечить не может».
17 августа немцам удалось переправится через Волхов севернее Новгорода между селами Деревеницы и Хутынь. Ликвидировать немецкий плацдарм не удалось.
Накопившись на плацдарме, немцы 21-й ПД продвинулись в южном направлении и к исходу дня 18 августа полностью овладели Новгородом.
В этих боях частями 3-й ТД было потеряно два танка КВ, один танк БТ-7 и два броневика.
Один танк КВ был выслан командиром 6-го ТП после 14.00 18 августа по дороге на Хутынь. Там он несколько задержал продвижение пехоты противника, однако «...при бомбежке пикирующей авиации противника был разбит».
Второй КВ был подбит с пробитием башни и «...за неисправностью последнего невозможно было вывести».
Немцы из 21-й ПД, как мы помним, так же заявили два уничтоженных 52-тонных танка в боях 17 - 18 августа за Новгород. По их сведениям, экипаж одного из этих танков погиб.
На немецких снимках данные КВ-1 пока не опознаны.
В боях под Новгородом могли погибнуть три офицера из именного списка командного состава 85-го ОТБ.
Это командир танковой роты 85-го ОТБ старший лейтенант Кубарев, который учтен в ОБД Мемориал как пропавший без вести в июне 1941 года, а также лейтенанты Бублеев и Журавлев, судьбу которых по документам сайта Память народа отследить после августа 1941 года не удалось.
Старший лейтенант Кубарев Григорий Никитьевич (фотоснимок 1938 года)
Лейтенант Бублеев Тихон Васильевич (фотоснимок 1941 года)
Пока всё. Исправления и дополнения приветствуются.
В следующей записи речь снова пойдет о матчасти экранированного танка КВ-1 №32. Ранее предполагалось, что данный танк мог быть отправлен с ЛКЗ в составе маршевой роты 28 июля 1941 года в Новгород, однако это, видимо, не совсем так.