В осажденном танке

Apr 17, 2020 23:48

     Продолжение. Начало здесь и здесь

Тема танков Т-28 из 51-го отдельного танкового батальона получила некоторое продолжение. Удалось установить фамилию командира танка, который 20 декабря 1941 года застрял в пруду в ходе боя в районе Верхнее Койрово.
     Напомню, что в 2014 году с использованием найденных в том пруду деталей создали самоходный макет танка Т-28 для музея из Верхней Пышмы.



На снимке для привлечения внимания изображена ложка, которая принадлежала погибшему в бою радисту танка старшему сержанту Скрипко Александру Николаевичу.
     Его останки были найдены при поисках запчастей от танка Т-28 и переданы настоятелю церкви Адриана и Наталии в Горелово для последующего захоронения. К сожалению, по состоянию на текущий момент сведения о захоронении останков старшего сержанта Скрипко где-либо на ОБД Мемориал отсутствуют.

     Как оказалось, командиром застрявшего танка был сам командир роты танков Т-28, которая прибыла в 51-й ОТБ из 12-го запасного танкового полка, старший лейтенант Хохол Виктор Андреевич.



Хохол Виктор Андреевич (фотоснимок сделан, видимо, в 1955 году)

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 31 декабря. (Спецкорр. ТАСС). Танк старшего лейтенанта тов. Хохла выполнял боевую задачу. Немцы открыли по машине ураганный огонь. Командир направил танк на вражескую батарею, раздавил гусеницами 4 орудия и начал углубляться в расположение противника. Обстрел танка усиливался. Водитель тов. Скачков заметил противотанковые пушки в получил приказание раздавить их.

Танк стремительно приближался к противотанковой батарее. До нее оставалось 500-600 метров, как вдруг танк провалился в тщательно замаскированную яму.
     Танкисты оказалась в ловушке, но с прежним упорством продолжим борьбу. Их меткий артиллерийский огонь выгнал прислугу фашистской противотанковой батареи из блиндажа и уничтожал орудия.

По танку открыли стрельбу соседние батареи. Снаряды попали в башню. Танкисты не смогли больше вести круговой обстрел, и группа фашистов подкралась к танку. Враги забрались на танк и принялись взламывать люк.
     Крышка не поддавалась. Тогда немцы решили подорвать танк и предложили танкистам сдаться.
     - Большевики умирают, но не сдаются, - ответил командир.

Немцы подожгли шнур. Раздался взрыв. Двоих танкистов ранило. Пока товарищи оказывали им первую помощь, немцы снова забрались на танк. Вторым взрывом были ранены и контужены еще трое. Но мужество не покинуло танкистов. Когда немцы третий раз направились в машине, тов. Хохол, открыв люк, бросил гранату.

Немцев было около 40, танкистов только 6. Но, обороняясь гранатами и пистолетами, они несколько часов на подпускали фашистов к машине.
     Когда начало темнеть, вокруг ямы валялось более 30 вражеских трупов, уцелевшие бросились за подкреплением.

Осмотрев машину, танкисты увидели, что восстановить ее невозможно и начали ползком пробираться к своим.
     Глубокой ночью, преодолев две вражеских оборонительных линии, они вернулись в свои подразделения.

О. Кучеров (1941)

Данная заметка была опубликована в газете «Советский Сахалин» от 4 января 1942 года, а обнаружил я её текст в записи канала Т-34 на ЯндексДзен (ссылка).

P.S. И еще такой интересный момент из биографии старшего лейтенанта Хохла. В середине сентября 1941 года он командовал ротой танков КВ Кировского завода и его донесение о боевых действиях этой роты под Урицком я уже цитировал ранее.
     22 сентября 1941 года танковая рота старшего лейтенанта Хохла была официально по акту отправлена из 22-го отдельного учебного танкового батальона на фронт. И среди прочих в её составе были танки КВ с заводскими номерами 150 и 220. Участвовали ли эти танки в бою 16 сентября пока непонятно.

12 ЗТП, 51 ОТБ, ЛКЗ, КВ-1, Урицк, танкисты, Т-28, 22 ОУТБ, КВ-220

Previous post Next post
Up